10.06.2004

Сибиряков мучает жажда



Дмитрий Сердцев

На новосибирском рынке доставки питьевой воды действуют сразу пять компаний. Но, несмотря на высокую конкуренцию, все они планируют расширять свой бизнес, рассчитывая на благоприятную конъюнктуру рынка — за год он вырос на 30-40%.


Доставкой питьевой воды в Новосибирске занимаются пять компаний: компания “Чистая вода”, “Росинка”, “Свежесть Алтая”, “Мастерская здоровья” и “Хорошая вода” (торговая марка “Святой источник”). Все они поставляют воду в 19-литровых емкостях. Средняя цена одной бутыли – около 120 руб. Совокупный ежемесячный объем продаж составляет около 150 000 бутылей, или 15–18 млн руб.

Александр Дубровин, заместитель директора по маркетингу и продажам компании “Чистая вода”, оценивает долю компании в 90%. Директор “Росинки” Никита Катешов отводит “Чистой воде” 80%, а оставшуюся долю, по его мнению, примерно поровну делят между собой “Росинка” и “Святой источник”.

Косвенно оценить вес компаний можно по количеству автомобилей, доставляющих воду. По данным самих участников рынка, филиал “Хорошей воды” располагает 10 “ГАЗелями” и до конца 2004 г. приобретет еще пять. У компании “Росинка” восемь автомобилей (грузоподъемностью больше чем “ГАЗель”). Компания “Чистая вода” использует в Новосибирске более 100 “ГАЗелей” и еще 15 будут приобретены в ближайшее время.

Лидер новосибирского рынка год назад заявил о себе в Омске. “Чистая вода” контролирует сейчас 50% рынка, говорит Дубровин. Компания возит продукцию из Новосибирска и запускать производство в Омске не планирует. А “Хорошая вода”, имеющая производство в Омске, доставляет воду в Новосибирск. Директор Новосибирского филиала “Хорошей воды” Дмитрий Малышкин говорит, что компания не собирается создавать производственную базу в Новосибирске. Обе компании объясняют экспансию в “чужие” регионы расширением бизнеса. По словам Дубровина, для “Чистой воды” Омск — экспериментальная площадка, компания там отрабатывает механизм проникновения на чужие рынки. А омичам, по мнению участников рынка, Новосибирск может быть интересен объемом потребления.

Участники рынка питьевой воды скрытны, и ни один из ведущих игроков не раскрывает своих объемов производства и инвестиционных планов. Практически полное единогласие лишь в вопросе объемов потребления воды в Новосибирске. По сведениям Малышкина, ежемесячно в город доставляется 120 000- 150 000 19-литровых емкостей, а количество клиентов — около 30 000. Дубровин считает, что в Новосибирске 50 000 клиентов, которые потребляют более 150 000 бутылей в месяц. По оценкам компаний, на доставку в офисы приходится от 50% до 70% общего объема продаж.

“По количеству клиентов, пользующихся услугами доставки питьевой воды, на 1000 жителей Новосибирск опережает все другие города России. Рынок доставки питьевой воды вырос за год примерно на 40%”, — говорит Дубровин. По мнению Дмитрия Малышкина, рост составил около 30%.

Пытаясь не отстать от роста рынка, компании предлагают новинки и осваивают новые форматы продаж. “Чистая вода” в мае начала производство воды с добавлением йода. “Чистая вода” и “Росинка” не только занимаются доставкой воды, но и продают ее в магазинах. Первая компания реализует воду в пластиковых бутылках емкостью 0,6 л, 1 л, 1,5 л и 5 л, вторая — только в 5-литровых. Однако продажи в торговых сетях не являются ключевыми в обороте компаний — по признанию Дубровина, на продажи воды с доставкой приходится 80-90% выручки.



Ведомости