11.06.2004

Автомобили-гибриды в моде



Шолин Фримэн

Высокие цены на бензин заставляют американцев экономить на топливе. Это подстегнуло рост спроса на не пользовавшиеся ранее популярностью автомобили-гибриды, оснащенные двигателем внутреннего сгорания и электромотором. Дилеры набавляют на такие модели до $5000, а места в очереди на них продаются по $500.

В конце мая цены на бензин марки regular (аналог российского Аи-92) в США перешагнули психологический рубеж в $2 за галлон (53 цента за литр). Рост стоимости горючего негативно сказался на продажах традиционных автомобилей, особенно внедорожников, которые производители вынуждены сейчас продавать все с большими и большими скидками. Зато экономичные машины-гибриды продаются на ура.

Среди подобных автомобилей наибольшей популярностью у американцев пользуется седан Toyota Prius. Когда его впервые предложили американцам в 2000 г., они были недовольны его маленькими размерами и “слабым” двигателем. Но в октябре прошлого года компания вывела на рынок новую модель Prius. Обновленная Toyota Prius оснащена более мощным мотором, она шире и длиннее прежней, а следовательно, с более просторным салоном. Prius способен проехать 100 км, израсходовав лишь 3,8 л бензина. Это в два раза меньше, чем потребляют среднеразмерные автомобили с традиционным двигателем.

По последним данным, число проданных Prius в США уже составляет 47 000. Его базовая стоимость варьируется от $20 295 до $26 000. А из-за ажиотажного спроса, вызванного повышением цен на бензин, очередь на новинку доходит до полугода и более. Некоторые из дилеров уже не принимают первоначального взноса за автомобиль, а места в очереди продаются на интернет-аукционе eBay за $500 или больше.

Интерес к Prius создал проблемы и для Toyota. Количество неисполненных заказов на Prius в американском подразделении компании составляет 22 000. Оно уже запросило штаб-квартиру в Японии увеличить поставки этой модели, однако не уверено, что получит положительный ответ. Toyota уже сняла рекламу Prius с телевидения, чтобы не привлекать в автосалоны покупателей, которым придется уйти оттуда ни с чем.

С подобными же проблемами сталкиваются и другие производители гибридных автомобилей. Honda имеет только 10-дневные запасы для поставок своей модели Civic, хотя обычно автопроизводители стремятся, чтобы такие запасы составляли 65 дней. Но Honda собирается осторожно подходить к увеличению поставок гибридов. “Если цены на топливо пойдут вниз, начнется и сокращение спроса”, — прогнозирует старший менеджер Honda по планированию Роберт Биненфелд.

В эпоху массовых скидок на обычные автомобили особенно поражают наценки на Prius. В мае средние скидки на все автомобили Toyota составляли почти $3000. Однако менеджер по продажам дилера Toyota в Дейтоне, штат Флорида, Брайан Кинг говорит, что салон получает 1-2 Prius в месяц. Эти машины продаются с наценкой в $5000. Также салон выставил один Prius на торги в eBay, и сейчас его цена дошла до $36 450. По словам Кинга, на одном обычном аукционе четыре подержанных Prius нынешнего года выпуска, которые сдавались в аренду, были проданы по $28 000 — выше цены прайс-листа.

Как говорит житель Далласа Билл Келли, нашедший через Интернет дилера, согласившегося принять задаток, тот сразу предупредил, что нужно быть готовым заплатить “справедливую рыночную надбавку” $6000-8000 свыше цены в $26 000. По словам представителя Toyota, производство таких машин стало безубыточным два года назад, сейчас они приносят прибыль благодаря увеличившимся продажам. Toyota намерена создать гибридные версии большинства своих моделей. В конце этого года японская компания предложит такие версии внедорожников Highlander и Lexus RX330. Другие автопроизводители не намерены отставать от лидера. Ford до конца года выведет на рынок версию-гибрид внедорожника Escape, а Nissan обещает выпустить гибрид седана Altima в 2006 г. (WSJ, 10.06.2004, Олег Митяев)



Ведомости