11.06.2004


"Shopping Monitor - мониторинг покупательских привычек"



Международный институт маркетинговых и социальных исследований ГфК-Русь в этом году провел вторую волну исследования - "Shopping Monitor - мониторинг покупательских привычек". Исследуется потребительское поведение москвичей - покупателей продуктов питания и товаров повседневного спроса (FMCG).

Основная характерная черта замера текущего года - наметившаяся победа современных форматов торговли над неорганизованной торговлей: по сравнению с прошлым годом меньшая доля москвичей рассматривает рынки и небольшие магазины самообслуживания в качестве основного (первого по частоте) места покупок продуктов питания и товаров повседневного спроса: таких оказалось 22% (39% в 2003 году). Прирост доли современных форматов произошел, в основном, за счет рынков и уличной торговли и небольших несетевых магазинов самообслуживания.

В то же время доля гипермаркетов, супермаркетов, дискаунтеров и кэш энд кэрри, как основного места покупки, возросла, по сравнению с прошлым годом, на 20% (49% в 2003 году и 69% в 2004). Однако стоит отметить, что люди не стали меньше использовать маленькие магазины с обслуживанием через прилавок, расположенные по соседству, куда так удобно забежать за хлебом, молоком или солью по дороге домой.

Изменились и предпочтения основного места покупки в зависимости от дохода. Можно сказать, что семьи с более низким доходом в основном переключаются с рынков на дискаунтеры, а более высокодоходные - на супермаркеты, гипермаркеты и кэш энд кэрри.

Доля дискаунтеров как основного места повседневных покупок составляет в 2004 году 30%, в то время, как в прошлом году не превышала 22%.

Если говорить о разных товарных категориях, то рынки по прежнему являются остаются местом покупки свежих овощей и фруктов, мясо, птицы, рыбы. Обычные продовольственные магазины с обслуживанием через прилавок, посещаемые чаще чем розничные торговые точки других форматов, каждый или почти каждый день, из-за их удобного расположения, являются основным местом покупки хлеба / выпечки. Остальные продукты чаще всего покупаются в супермаркетах и дисконтных магазинах.

Вторая часть исследования была посвящена оценке сетевых продуктовых магазинов различных форматов покупателями. При оценке знания сетей магазинов мы рассматривали спонтанное знание (т.е. знание без подсказки, когда респондент самостоятельно пытается вспомнить магазины, которые он знает), знание с подсказкой (когда у респондента спрашивают, знает ли он конкретный магазин, хотя бы по названию) и "активное" знание (т.е. знание на деле - наличие опыта покупки в конкретном магазине). Лидерами по спонтанному знанию являются Пятерочка (43%) и Седьмой Континент (39%), за которыми следуют Копейка (31%), Перекресток (29%) и Рамстор (27%). Завершают семерку лидеров Ашан (15%) и Метро (13%).

Активное знание сетей магазинов также выросло по сравнению с 2003 годом, причем для большинства сетей очень существенно (так, для Пятерочки, Седьмого Континента и Ашана прирост составил 20 и более процентных пунктов). По-видимому, это связано как с общей тенденцией отхода от рынков и небольших магазинов как мест покупки, так и с расширением самих торговых сетей.

В ходе опроса также респондентов просили оценить различные сети по следующим характеристикам: широта ассортимента, обстановка в магазине, свежесть и качество продуктов, уровень цен и уровень обслуживания. Как и следовало ожидать, респонденты, в целом, больше удовлетворены качеством обслуживания, чем ценами. Про этом оказалось, что, как и прошлом году, "лучшими" по соотношению цена - качество являются Ашан и Метро. Однако, по уровню цен в этом году к ним приблизились Пятерочка и Копейка, существенно отставая при этом в качестве обслуживания. Самые высокие цены при самом высоком качестве (сопоставимом, однако, с Ашаном и Метро) предлагают Седьмой континент и Перекресток

График 1. Оценка сетей покупателями ("индекс качества" vs уровень цен)



Кроме этого, в исследовании изучались некоторые аспекты, имеющее не прямое отношение к розничной торговле, такие, как использование автомобиля, Интернета для покупки продуктов питания и других товаров, а также использование рекламно-информационных лифлетов сетей, которые распространяются в магазинах или доставляются в почтовые ящики.

Опрос показал, что половина опрошенных имеет автомобиль, и 40% респондентов используют его с различной частотой (часто или время от времени). Сетевые магазины достаточно активно распространяют информационные материалы по почте или непосредственно через почтовые ящики москвичей. Половина респондентов читают такие материалы, причем каждый второй из них пользуется получаемой информацией при совершении покупок.

Методология исследования:
Репрезентативный опрос населения Москвы
Телефонные интервью
Случайная выборка - 1012 интервью
Тема - покупки товаров повседневного спроса (FMCG)
Целевая группа: член домашнего хозяйства, отвечающий за покупку основной части продуктов питания и товаров повседневного спроса
Период проведения опроса: март - апрель 2003; март - апрель 2004.

Розничные сети, включенные в исследование Shopping Monitor: