17.06.2004

Тучи над "Рустави". Главная телекомпания грузинской революции наткнулась на шипы от роз



Районный суд Ваке-Сабурталинского района столицы Грузии принял к производству дело о банкротстве "телевидения победившего народа". Именно так рекламировала себя после прошлогодней ноябрьской "революции роз" "Рустави-2", сыгравшая решающую роль в свержении Эдуарда Шеварднадзе.

В минувшую пятницу совладелец и генеральный директор "Рустави-2" Эроси Кицмаришвили в прямом эфире телеканала признал, что не справляется с финансовыми обязательствами и объявил о банкротстве компании. Сформулировав причину в следующей фразе - "на фоне возросшей конкуренции". По состоянию на 8 июня 2004 года, активы "Рустави-2", включая имущество и нематериальные активы, составили около 2 млн долларов. Тогда как задолженность достигла почти 5 млн.

С учетом того, что в постреволюционный период в Грузии закрылись две крупные независимые телекомпании - оппозиционная "Иберия" и сравнительно нейтральный "9-й канал", ничего сногсшибательного с "Рустави-2" вроде бы не происходит. Однако ситуация выглядит более чем сомнительной, считают грузинские эксперты. И в первую очередь потому, что Кицмаришвили, совсем недавно возглавивший Торгово-промышленную палату Грузии, слишком близок к президенту Михаилу Саакашвили. Сам же канал, получивший в подарок от президента федеральную частоту, но не государственные деньги (Саакашвили после революции сам сказал руководителю компании, что финансировать их государство не будет), давно уже пользуется негласным статусом "второго" государственного телевидения. Поэтому не исключено, что банкротство вызвано политическими интригами. В Тбилиси прозрачно намекают на премьер-министра Зураба Жванию, отношения которого с хозяином медиа-холдинга трудно назвать нормальными. К тому же Кицмаришвили враждует со многими влиятельными политиками и бизнесменами, в том числе с небезызвестным Бадри Патаркацишвили. Телекомпания "Имеди", принадлежащая Бадри, уже в открытую враждует с "Рустави-2", руководитель которой в ходе официального визита президента Грузии в Москву безуспешно предлагал профинансировать канал российским олигархам.

Тучи на "Рустави" сгущались не один раз. Впрочем, до "революции роз" любые действия власти, как-либо затрагивающие интересы "Рустави-2" и Кицмаришвили, преподносились как "подавление свободы слова". Так было и три года назад, когда попытка сотрудников МГБ арестовать финансовые счета канала вызвала массовые акции протеста у здания парламента страны. В 2001 году компанию обвиняли в укрытии налогов приблизительно на 200 тыс. долларов и "завоз" части техники и имущества контрабандным путем. А в итоге власть Шеварднадзе серьезно пошатнулась. В отставку подали самые верные ему "силовики" - министр внутренних дел Каха Таргамадзе и министр безопасности Вахтанг Кутателадзе. Тогда же покинул пост председателя парламента и ушел в оппозицию Жвания.

О давлении на компанию говорили и в прошлом году, когда Национальная регулирующая комиссия по коммуникациям объявила тендер на девятиметровый диапазон, на котором ранее вещала российская телекомпания ОРТ. Тендер сопровождался одним скандалом за другим. И только через месяц после отставки Шеварднадзе хозяином диапазона, охватывающего всю Грузию, стал все тот же Кицмаришвили. Но, как выясняется сегодня, победитель тендера так и не выполнил условий конкурса и не внес в бюджет ни копейки. Теперь Национальная комиссия намерена проводить открытые слушания, чтобы найти выход из тупика.

В последнее время финансовой деятельностью "Рустави-2" заинтересовались грузинские парламентарии. Вплоть до того, что министру финансов Зурабу Ногаидели - кстати, члену "команды Жвании" - пришлось пообещать, что в борьбе с неплательщиками налогов никаких исключений не будет. Как пишет тбилисская газета "Алиа", именно это заставило Кицмаришвили взять инициативу в свои руки и ускорить развитие событий.

28 июня состоится первое заседание кредиторов компании, которое и должно решить: будет продано имущество "Рустави-2" с аукциона или нет. Основной кредитор - государство. Значит, его слово - решающее. Та же самая "Алиа" высказывает подозрение, что "государство и "Рустави-2" уже договорились". В этом случае будет разработан реабилитационный план, а долги компании могут быть реструктуризированы на много лет - безо всяких налоговых обязательств, штрафов и начислений. Именно эта схема была задействована в процессе банкротства Руставского металлургического завода. Между прочим, говорят, что Кицмаришвили пытается установить над ним свой контроль. В пользу этой версии можно привести слова самого хозяина медиа-холдинга: "Рустави-2" в ближайшем будущем сможет полностью легализовать свой бизнес".

Другой вариант - аукцион. Начальной стоимостью лота станет суммарная стоимость техники и оборудования телекомпании. И никто не исключает, что победителем аукциона станет Эроси Кицмаришвили. Или кто-то из его окружения.

Известия