17.06.2004


Menatep идет на уступки. Акционеры "ЮКОСа" готовы к переговорам с властью



Начавшиеся вчера судебные слушания по делу основных совладельцев “ЮКОСа” Михаила Ходорковского и Платона Лебедева были отложены из-за болезни адвоката Генриха Падвы. А оставшиеся на свободе совладельцы “ЮКОСа” заявили о готовности к переговорам с властями о судьбе компании. Как сообщил “Ведомостям” Василий Шахновский, совладельцы Group Menatep намерены предложить властям компромисс.


“ЮКОС” в 2003 г. добыл 80,8 млн т нефти. Его выручка за девять месяцев 2003 г. по US GAAP – $12,2 млрд, чистая прибыль – $2,5 млрд. Group Menatep контролирует более 50% акций “ЮКОСа”. Еще 26% – у Millhouse Capital, представляющей интересы губернатора Чукотки Романа Абрамовича и получившей эти акции в обмен на 57,5% акций “Сибнефти”. “ЮКОС” владеет 92% акций “Сибнефти”. Но эти акции, как и все имущество “ЮКОСа”, арестованы по иску МНС.

Во время вчерашних слушаний по “делу Ходорковского — Лебедева” их партнер по Group Menatep Василий Шахновский, присутствовавший в Мещанском суде, заявил “Ведомостям”, что акционеры Group Menatep готовы к переговорам с властями о судьбе компании. До того, как акционерами Group Menatep стали трастовые фонды, Шахновскому принадлежало 7% акций группы, контролирующей “ЮКОС”.

“Мы готовы к диалогу с правительством, — сообщил он „Ведомостям“. — Возможны различные варианты выхода из сложившейся ситуации, однако они требуют более серьезного обсуждения”. Шахновский подчеркнул, что эту позицию разделяют и другие совладельцы Group Menatep.

Это подтвердил “Ведомостям” и другой совладелец компании Михаил Брудно. “Пока нам непонятно, чего от нас ждут власти”, — добавил он.

Ранее о готовности искать компромисс с властями заявляли только менеджеры “ЮКОСа”, основные же владельцы компании хранили молчание. “Менеджмент „ЮКОСа„ будет только рад, если основные акционеры проявят гибкость в разрешении существующего конфликта во избежание банкротства в интересах миноритарных акционеров и трудового коллектива“, — говорит зампред правления “ЮКОСа” Юрий Бейлин. Сам он направил свои предложения премьер-министру еще неделю назад, но

собеседник “Ведомостей” в Белом доме сообщил, что ожидать ответа от Михаила Фрадкова не стоит — он не будет вступать в переговоры с менеджерами.

“Любые переговоры с властью о разумных компромиссах могут вести только акционеры “ЮКОСа”, — говорит и высокопоставленный источник в администрации президента. “Если у них будет консолидированная позиция и она будет надлежащим образом оформлена, тогда власть пойдет на переговоры, — заметил он по поводу инициативы Шахновского. — Но сначала в „ЮКОСе“должен смениться менеджмент который начал делать предложения помимо воли основных акционеров”. И в любом случае, нужно дождаться завершения тяжбы с МНС, добавил он.

По словам аналитика Brunswick UBS Андрея Мачанскиса, тот факт, что менеджмент и акционеры “ЮКОСа” выступают за диалог с властями, говорит о том, что никаких неофициальных переговоров между “ЮКОСом” и властями не велось. “Теперь все зависит от позиции правительства и вопрос в том, какую конечную цель оно преследует”, — говорит Мачанскис.

Шахновский также сообщил “Ведомостям”, что если решение о взыскании с “ЮКОСа” $3,4 млрд налогов вступит в силу, Group Menatep готова помочь компании, хотя и считает налоговые претензии к “ЮКОСу” неправомерными. “Компания всегда действовала в рамках законодательства. А претензии МНС связаны не столько с желанием получить деньги в бюджет, сколько с намерением определенных бизнес-структур растащить компанию по частям”, — уверен он.

Председатель правления “ЮКОСа” Семен Кукес еще на прошлой неделе обращался с просьбой о финансовой помощи компании к одному из крупнейших совладельцев Group Menatep, Леониду Невзлину. Было бы справедливо, писал Кукес, если бы Group Menatep предоставила “ЮКОСу” финансовые гарантии “хотя бы в объеме, соответствующем доле Group Menatep в акционерном капитале [”ЮКОСа“]”. Получить его комментарии вчера не удалось.


ХОДОРКОВСКИЙ И ЛЕБЕДЕВ ВСТРЕТИЛИСЬ В СУДЕ

Вчерашнее заседание Мещанского суда заранее было объявлено открытыми приставам пришлось расталкивать журналистов, чтобы провести в зал представителей обвинения, адвокатов и родственников обвиняемых. Фото- и видеосъемку в зале суда запретили по просьбе гособвинителя Дмитрия Шохина — он решил, что это “будет отвлекать внимание участников, а может быть, и суда”.
Ходорковский и Лебедев впервые с момента задержания последнего смогли пообщаться, правда в “клетке”. Лебедев сильно похудел, вставая для ответов на вопросы судьи Ирины Колесниковой, держался за клетку и отвечал тихо.
Сами слушания практически не начались: адвокаты Ходорковского попросили отложить рассмотрение дела до выздоровления защитника Генриха Падвы, которому была сделана операция. “Полагаю, что в отсутствие защитника Падвы можно продолжать судебное разбирательство”, — попытался было возражать Шохин. “Это одно из основных прав подсудимого”, — признала Колесникова, и постановила, что до выздоровления Падвы слушания начинать нельзя. Следующее заседание назначено на 23 июня. Правда, Колесниковой до самого вечера пришлось рассматривать ходатайства адвокатов об изменении меры пресечения Ходорковскому и Лебедеву. Но суд оставил обоих под стражей.



Ведомости