17.06.2004

ОПЕК просит помощи. Картель не может поставить потребителям необходимое количество нефти



ОПЕК расписалась в бессилии снизить мировые цены на нефть. Вчера картель призвал независимых производителей сырья увеличить его добычу. Но эксперты отмечают, что обращение сделано не по адресу — независимые производители не могут резко увеличить добычу нефти. Вся надежда на Саудовскую Аравию, имеющую значительные незадействованные мощности, и скорейшее восстановление поставок нефти из Ирака.

Вчера президент ОПЕК Пурномо Юсгианторо заявил, что обратится к независимым производителям нефти — России, Анголе, Мексике и Оману с просьбой об увеличении добычи для снижения мировых цен. “У них имеются незадействованные мощности, что позволяет им увеличить добычу”, — сказал он. Юсгианторо сделал это заявление из-за неспособности картеля в одиночку справиться с рекордно высокими ценами на нефть. 1 июня они достигли пика в $42,33 за баррель. Но после того, как ОПЕК объявила об увеличении квот на добычу сырья на 2 млн баррелей в день с 1 июля и еще на 500 000 баррелей с 1 августа, нефть подешевела более чем на 10%. Сейчас нефтяные котировки опустились до уровня $37 за баррель.

Тем не менее высокий спрос на сырье не дает нефти дешеветь и дальше. На прошлой неделе Международное энергетическое агентство (IEA) восьмой месяц подряд повысило прогноз спроса на нефть в 2004 г. Теперь эксперты агентства считают, что в нынешнем году потребность в сырье увеличится на 2,9% до 81,1 млн баррелей в сутки. По данным IEA, это самые большие темпы роста спроса с 1980 г.

Российские чиновники уже вчера заявили, что не смогут откликнуться на просьбу ОПЕК. “Мы работаем по своему собственному плану, — заявил „Интерфаксу„ руководитель Федерального агентства по энергетике Сергей Оганесян. — У нас нет задвижки, которую можно открыть или закрыть. У нас добывается столько, сколько мы можем добыть“. Эксперты согласны, что Россия не способна резко нарастить добычу и экспорт нефти. „В отличие от некоторых стран ОПЕК Россия не способна менять объемы добычи в зависимости от конъюнктуры“, — говорит аналитик „Тройки Диалог“ Валерий Нестеров. По его словам, резервом теоретически могли бы стать лишь остановленные скважины. Но они, как правило, являются низкодебетными и требуют значительных инвестиций. „Россия способна лишь на плавное увеличение добычи, а не конъюнктурное“, — резюмирует Нестеров. А вице-президент нефтетранспортной монополии „Транснефть“ Сергей Григорьев добавил, что дело не только в увеличении добычи, но и в расширении экспортных возможностей. „Увеличить добычу мало, необходимо увеличивать экспорт, а здесь надо расширять мощности“, — говорит он. По его словам, „Транснефти“ „для строительства новых мощностей требуется решение правительства“. Он добавил, что в 2004 г. “Транснефть” намерена увеличить экспорт нефти с 207 млн т в 2003 г. до порядка 242 млн т.

С ними согласен и аналитик международного консалтингового агентства Energy Intelligence Питер Кэмп. Он вообще считает, что не следует придавать слишком большого значения вчерашнему заявлению президента ОПЕК. “Это часть стратегии ОПЕК, стремящейся максимально увеличивать сотрудничество с независимыми производителями нефти”, — прокомментировал он слова Юсгианторо. Но независимые производители, по словам Кэмпа, не нуждаются в приглашениях ОПЕК добывать больше нефти, поскольку они не связаны квотами и ориентируются на рынок. К тому же сейчас они, в том числе и Россия, добывают предельно возможные для них объемы нефти. По словам Кэмпа, сейчас более важный вопрос для ОПЕК и импортеров нефти — как восполнить потери ее поставок на мировой рынок из-за остановки в результате диверсий, совершенных во вторник, двух основных нефтепроводов в Ираке.

Существенные свободные нефтедобывающие мощности сейчас имеются лишь у главного участника ОПЕК — Саудовской Аравии. Недавно она пообещала в одностороннем порядке увеличить производство нефти на 2 млн баррелей в день.



Ведомости