17.06.2004


Нефть вместо бензина будет экспортировать через терминал в Высоцке "ЛУКОЙЛ"


Сбылась давняя мечта “ЛУКОЙЛа” — вчера компания запустила первую очередь экспортного терминала под Петербургом мощностью 2,5 млн т. С помощью этого проекта “ЛУКОЙЛ” собирался обеспечивать топливом собственные АЗС в США. Но оказалось, что пока терминал будет использоваться в основном для поставок сырой нефти в Европу.


“ЛУКОЙЛ” — крупнейшая нефтяная компания в России, в 2003 г. добыла 81,5 млн т нефти. Выручка компании за 2003 г. по РСБУ составила 261,9 млрд руб., чистая прибыль — 48 млрд руб. По предварительным данным, в 2003 г. компания экспортировала 37,5 млн т нефти и 13,6 млн т нефтепродуктов.

“ЛУКОЙЛ” несколько раз переносил дату запуска нового терминала — по плану это должно было произойти еще в ноябре 2003 г. На деле отгрузки из Высоцка начались в мае, а вчера состоялась официальная церемония открытия объекта. Торжественности события не помешали ни проливной дождь, ни “происки” “Транснефти”, которая за недавно обратилась в правительство с предложением отдать принадлежащий “ЛУКОЙЛу” терминал в управление госкомпании “Транснефтепродукт”. “В этом проекте интересы бизнеса совпадают с государственными интересами”, — провозгласил присутствовавший на церемонии премьер Михаил Фрадков и нажал на кнопку на пульте, дав старт закачке нефти в пришвартованный у причала танкер “Калининград”.

Новый причал способен загружать суда водоизмещением 20 000 т и ежегодно обеспечивать перевалку на экспорт 2,5 млн т нефти и нефтепродуктов. К концу года “ЛУКОЙЛ” планирует ввести в строй вторую очередь терминала, увеличив его мощность до 5 млн т. Впоследствии в порт смогут заходить танкеры водоизмещением 80 000 т, которые можно отправлять в США. А на проектную мощность — 10-12 млн т — терминал в Высоцке выйдет в 2005 г. Общая стоимость проекта $225 млн, строительство осуществляется на деньги инвестфонда HBK под гарантии американского государственного агентства OPIC и банка CSFB.

Сначала “ЛУКОЙЛ” предполагал использовать терминал в Высоцке для экспорта нефтепродуктов, в том числе в США, где у компании есть около 2000 собственных АЗС. Об этом в интервью “Ведомостям” рассказывал президент компании Вагит Алекперов. Однако вчера выяснилось, что пока компания планирует использовать новый маршрут в основном для экспорта сырой нефти.

Вице-президент компании Анатолий Барков заявил, что “ЛУКОЙЛ” изменил первоначальный план загрузки терминала, из-за дефицита бензина на внутреннем рынке. Экспортироваться будут только дизельное топливо, мазут и нефть. А сотрудник оператора терминала “РПК — Высоцк “ЛУКОЙЛ — II” сказал “Ведомостям”, что никаких поставок нефтепродуктов вообще не планируется, “только нефть, пока цены на нее не упадут”. Сотрудник “ЛУКОЙЛа” добавляет, что пока компания планирует поставки только в Европу, ведь танкеры в США смогут отправляться только после введения второй очереди терминала, рассчитанной на более мощные суда.

“Хотя „ЛУКОЙЛ„ и декларирует экспорт нефтепродуктов через Высоцк, вывозиться будет в основном нефть, так как экономическая эффективность экспорта сырья намного выше, — говорит аналитик нефтяного агентства Argus Михаил Перфилов. — При существующих ценах на нефть любой железнодорожный канал поставок выгоден“. Но Валерий Нестеров из „Тройки Диалог“ не исключает возможности своповых поставок нефтепродуктов „ЛУКОЙЛа“ в Западную Европу в обмен на поставки американских компаний для сети АЗС “ЛУКОЙЛа” в США.

Анатолий Барков говорит, что пока терминал в Высоцке будет переваливать только грузы “ЛУКОЙЛа”, с выходом на проектные объемы и появлением свободных мощностей возможен прием нефти и нефтепродуктов и от других компаний.



Ведомости