Нефть вместо бензина будет экспортировать через терминал в Высоцке "ЛУКОЙЛ"Сбылась давняя мечта ЛУКОЙЛа вчера компания запустила первую очередь экспортного терминала под Петербургом мощностью 2,5 млн т. С помощью этого проекта ЛУКОЙЛ собирался обеспечивать топливом собственные АЗС в США. Но оказалось, что пока терминал будет использоваться в основном для поставок сырой нефти в Европу.
ЛУКОЙЛ несколько раз переносил дату запуска нового терминала по плану это должно было произойти еще в ноябре 2003 г. На деле отгрузки из Высоцка начались в мае, а вчера состоялась официальная церемония открытия объекта. Торжественности события не помешали ни проливной дождь, ни происки Транснефти, которая за недавно обратилась в правительство с предложением отдать принадлежащий ЛУКОЙЛу терминал в управление госкомпании Транснефтепродукт. В этом проекте интересы бизнеса совпадают с государственными интересами, провозгласил присутствовавший на церемонии премьер Михаил Фрадков и нажал на кнопку на пульте, дав старт закачке нефти в пришвартованный у причала танкер Калининград. Новый причал способен загружать суда водоизмещением 20 000 т и ежегодно обеспечивать перевалку на экспорт 2,5 млн т нефти и нефтепродуктов. К концу года ЛУКОЙЛ планирует ввести в строй вторую очередь терминала, увеличив его мощность до 5 млн т. Впоследствии в порт смогут заходить танкеры водоизмещением 80 000 т, которые можно отправлять в США. А на проектную мощность 10-12 млн т терминал в Высоцке выйдет в 2005 г. Общая стоимость проекта $225 млн, строительство осуществляется на деньги инвестфонда HBK под гарантии американского государственного агентства OPIC и банка CSFB. Сначала ЛУКОЙЛ предполагал использовать терминал в Высоцке для экспорта нефтепродуктов, в том числе в США, где у компании есть около 2000 собственных АЗС. Об этом в интервью Ведомостям рассказывал президент компании Вагит Алекперов. Однако вчера выяснилось, что пока компания планирует использовать новый маршрут в основном для экспорта сырой нефти. Вице-президент компании Анатолий Барков заявил, что ЛУКОЙЛ изменил первоначальный план загрузки терминала, из-за дефицита бензина на внутреннем рынке. Экспортироваться будут только дизельное топливо, мазут и нефть. А сотрудник оператора терминала РПК Высоцк ЛУКОЙЛ II сказал Ведомостям, что никаких поставок нефтепродуктов вообще не планируется, только нефть, пока цены на нее не упадут. Сотрудник ЛУКОЙЛа добавляет, что пока компания планирует поставки только в Европу, ведь танкеры в США смогут отправляться только после введения второй очереди терминала, рассчитанной на более мощные суда. Хотя ЛУКОЙЛ и декларирует экспорт нефтепродуктов через Высоцк, вывозиться будет в основном нефть, так как экономическая эффективность экспорта сырья намного выше, говорит аналитик нефтяного агентства Argus Михаил Перфилов. При существующих ценах на нефть любой железнодорожный канал поставок выгоден. Но Валерий Нестеров из Тройки Диалог не исключает возможности своповых поставок нефтепродуктов ЛУКОЙЛа в Западную Европу в обмен на поставки американских компаний для сети АЗС ЛУКОЙЛа в США. Анатолий Барков говорит, что пока терминал в Высоцке будет переваливать только грузы ЛУКОЙЛа, с выходом на проектные объемы и появлением свободных мощностей возможен прием нефти и нефтепродуктов и от других компаний. Ведомости |
|||