Студенческий Интернет. Основные пользователи Wi-Fi российские учащиеся и иностранные бизнесменыШироко разрекламированная технология Wi-Fi, позволяющая на высоких скоростях выходить в Интернет прямо из кафе, холла гостиницы или аэропорта, остается в России диковинкой. По оценкам J'son & Partners, к концу года в России будет около 140 точек доступа, тогда как в целом по миру их будет в 1000 раз больше.
По данным J'son & Partners, в конце прошлого года в мире было 43 000 точки доступа по технологии Wi-Fi, а к концу I квартала их число увеличилось до 110 500. В течение этого года аналитики ожидают 225%-ный рост рынка и предполагают, что к декабрю в мире будет 140 000 точек доступа. Сегодня 49% точек расположено в Азии, 28% в США, 23% в Европе. В России этот рынок куда скромнее. По оценкам J'son & Partners, в июне этого года в стране было лишь 85 точек коммерческого доступа в Интернет по этой технологии (из них в Москве 47 точек), организованных девятью компаниями-провайдерами. Тариф за использование услуги Wi-Fi находится в диапазоне от $6 до $10 в час. Точки доступа располагаются главным образом в отелях, кофейнях и ресторанах. Предоставление Wi-Fi в регионах началось в Самаре, и аналитики полагают, что ближайшие 18 месяцев станут периодом массового проникновения Wi-Fi в регионы России. Сотовые операторы большой тройки МТС, ВымпелКом и МегаФон, а также несколько альтернативных операторов тестируют Wi-Fi в Москве и Санкт-Петербурге. В J'son & Partners полагают, что к концу года в Москве будет 140-150 точек доступа. Правда, их может оказаться и больше так, компания Ростик Групп, управляющая 80 московскими ресторанами, совместно с компанией Таском уже развернула девять точек Wi-Fi и обещает к концу 2004 г. подключить к Интернету еще 70 ресторанов. Аналитики J'son & Partners ожидают, что к 2007 г. в России появится 1000 хот-спотов. По их оценке, наиболее заметные игроки московского рынка Wi-Fi компании Моском, Таском, eWi-Fi, Golden Telecom, Эквант, Wiland Ltd. и ВымпелКом. При этом эксперты оценивали только публичные точки доступа и не учитывали операторов корпоративных сетей, построенных на этой технологии. Сегодня в России около 1200-1400 активных пользователей Wi-Fi. Руководитель подразделения по маркетингу и развитию продуктов Golden Telecom Федор Крупянский рассказал Ведомостям, что его компания обслуживает восемь точек Wi-Fi в крупных гостиницах. В отличие от конкурентов, строящих хот-споты в кафе и аэропортах, Golden Telecom делает ставку главным образом на иностранных бизнесменов, останавливающихся в дорогих отелях. Крупянский считает, что в кафе и на открытых местах доступ по технологии Wi-Fi востребован меньше, чем в гостиницах или бизнес-центрах. По его словам, пока сеть Wi-Fi в гостинице приносит тысячи долларов в месяц. Аналитик J'son & Partners Анна Орлова говорит, что сегодня наибольшую часть пользователей Wi-Fi составляют студенты, однако основную часть доходов (около 70%) приносят бизнесмены, в том числе и иностранные. Российские деловые люди также активно используют Wi-Fi. По оценкам компании, от 400 до 600 российских бизнесменов активно используют эту услугу. В то же время в компании отмечают, что сегодня нельзя говорить о каких-либо значительных доходах этого сегмента рынка. Так, по оценкам J'son & Partners, общая сумма ежемесячных доходов от Wi-Fi, предоставляемого в московских отелях, составляет около $50 000, однако в будущем она будет существенно расти. Другие аналитики относятся к перспективам Wi-Fi в России с некоторым скепсисом. Количество точек беспроводного доступа растет высокими темпами, однако это отнюдь не означает революции на этом рынке, отмечает аналитик компании Финам Олег Шенкер. По его словам, трехзначные темпы роста это лишь следствие слишком малого количества точек. По мнению Шенкера, телекоммуникационные операторы охотно тестируют технологию Wi-Fi, однако пока это делается ради имиджа, поскольку круг потенциальных пользователей этой услуги слишком узок. Перспективы этого рынка Шенкер оценивает довольно пессимистично. По его словам, реальные доходы провайдеры Wi-Fi получают от горстки бизнесменов, размер которой не будет расти такими же темпами, как количество точек. В итоге это приведет лишь к росту конкуренции и эрозии доходов, заключает аналитик. Ведомости |
|||