21.06.2004

Челябинские предприятия препочитают давать рекламу в печатных СМИ



Для анализа рынка рекламы, определения тенденций его развития, выявления потребностей рекламодателей, их удовлетворенности качеством работ “Агентством развития бизнеса” в феврале 2004 года был проведен телефонный опрос. Всего опрошено 100 компаний из 25 отраслей деятельности с численностью персонала от 1 до 2000 человек.

Большинство компаний распределяют рекламный бюджет таким образом, чтобы задействовать 4-5 каналов передачи рекламного сообщения.


При этом наиболее распространенными из них для Челябинских предприятий являются печатные СМИ. За прошедший год в специализированные журналы рекламу подавало 75% компаний, через газеты различного рода размещались 71%, в отраслевых справочниках – 63%.

Растет численность предприятий, размещающих рекламные сообщения через сеть Интернет – 61% компаний. Широко распространено использование в рекламных целях сувенирной продукции – 52% организаций и использование наружной рекламы – 50%.

В специализированных выставках за прошедший год приняли участие – 40% компаний. Меньшее количество челябинских предприятий размещаются на телевидении и радио (34% и 38% предприятий соответственно).


Для челябинских рекламодателей, чей средний годовой рекламный бюджет не превышает 126 тыс. рублей, такой вид продвижения, как реклама на телевидении, слишком затратен, вследствие чего происходит перетекание рекламных денег в другие СМИ.

Реклама в печатных СМИ
Наиболее востребованными являются именно печатные СМИ: рынок печатных изданий сформирован, в наличии большое количество как универсальных (общедоступных) печатных изданий, так и сегментированных по целевым аудиториям (специализированные журналы, справочники). Рекламодатель в этом случае ориентируется на тираж, территорию распространения (город, область, регион) и способ распространения (доступность для целевой аудитории).

Реклама в Интернет
Лидирующие позиции по темпам прироста в передаче рекламных сообщений в настоящее время приобретает Интернет: наблюдается активный рост объемов Интернет-рекламы и числа предприятий, представленных в сети. 81% предприятий г. Челябинска активно используют Интернет в своей деятельности, 61% размещают рекламные сообщения через сеть, 40% имеют свой сайт и еще 35% планируют его создание. Это обусловлено относительно низкой стоимостью при масштабности распространения информации. Для средних и мелких предприятий это зачастую единственный доступный способ размещения информации о себе. Как показывают результаты опроса, ни в один из других рекламных каналов со стороны малых предприятий не вкладывается такое количество 100-процентных рекламных бюджетов.

Однако в сети Интернет борьба за внимание потребителей не менее жесткая, чем в традиционных масс-медиа. Известно, что более 70% пользователей сети подбирают необходимую информацию через поисковые системы. При этом далее третьей страницы из найденных по запросу редко кто заходит. Следовательно, если сайт не находится на этих страницах, можно считать, что его практически нет. Поэтому в первую очередь при создании сайта и размещении рекламной информации необходимо учитывать вопросы продвижения.

Наружная реклама
Использование наружной рекламы (размещение на щитах различных форматов) весьма востребовано челябинскими рекламодателями. Однако при всех преимуществах данного рекламоносителя имеется и ряд недостатков: сложность в получении рекламного места (прежде всего это касается “ключевых” магистралей), необходимость согласования с рядом инстанций, временные затраты на изготовление баннера (3x6м) и т.д.

Участие в выставках
Участие в годовых специализированных выставках, по оценкам участников, необходимо рассматривать лишь как один из способов продвижения продукта или услуги. Несмотря на то, что в ходе выставки финансовые вложения часто не оправдываются, участники рассчитывают на долговременный эффект: финансовая отдача происходит в течение года. Таким образом, участие в выставках принимается в большей степени из имиджевых соображений: представляется новый продукт, повышается узнаваемость марки, завязываются новые контакты.

Рекламный бюджет
Минимальный зарегистрированный в ходе опроса годовой рекламный бюджет компании составляет 3 тыс. руб., максимальный – 6 млн. руб. Отбрасывая экстремальные значения, получаем средний годовой бюджет – 126 тыс. руб. Однако наиболее часто встречающееся значение – это 60 тыс. руб./год, что составляет 5 тыс. рекламных рублей в месяц.

В планах предприятий на размещение рекламы по видам рекламоносителей на следующий год сохраняются тенденции предыдущего года. Некоторое увеличение рекламного бюджета на текущий год планируют 45% компаний: это связано как с увеличением фактических объемов рекламы, так и с ростом цен. 41% компаний планов по увеличению рекламного бюджета не строит, а 13% – затруднились оценить.

Взаимодействие с рекламными агентствами
Изготовлением рекламы для 37% предприятий занималось рекламное агентство; такое же количество предприятий изготовляют рекламу самостоятельно; еще 26% предприятий заказывают ее изготовление “на месте” – там, где она будет размещаться в дальнейшем.

Основными критериями выбора и оценки изготовителя рекламы, по результатам опроса, являются стоимость работ (27%), их качество (20%), сроки выполнения заказа (16%), и высокий профессионализм сотрудников (11%). Такие критерии, как индивидуальный подход, имидж агентства и широкий спектр предоставляемых услуг, являются второстепенными для заказчика.

При этом лишь 36% предприятий полностью довольны результатами сотрудничества с исполнителями по вопросам изготовления и размещения рекламы. 53% компаний в целом удовлетворены сотрудничеством; 8,5% – не совсем; совершенно недовольны – 2,5% компаний.

Резюме обзора рынка рекламы Челябинска
Состояние рынка рекламы в большой степени зависит от развития экономики региона. Растущий спрос на изготовление и размещение рекламы стимулирует рост числа рекламных агентств и обостряет конкурентную борьбу между ними. Повышающаяся требовательность рекламодателей к качеству работ создает предпосылки для специализации агентств по узким направлениям деятельности, для роста профессионализма сотрудников, когда каждый вложенный рекламный рубль приносит дивиденды, а размер рекламного бюджета рассматривается лишь как одно из условий задачи.

Альянс-медиа

ГИПП