21.06.2004

Качество детского питания оценит суд



Война между производителями детского питания и Общенациональной ассоциацией генетической безопасности (ОАГБ) перешла в новую фазу. Две недели назад ОАГБ подала в прокуратуру Москвы иск против компаний Nestle, Semper, Kolinska, Gerber и Friesland Nutrition, обвинив их в использовании генетически модифицированных источников (ГМИ) в продуктах для детей. Вчера производители заявили о намерении отстаивать свою деловую репутацию в суде. Иск Nestle против ассоциации уже зарегистрирован Арбитражным судом Москвы.

Война между производителями детского питания и Общенациональной ассоциацией генетической безопасности (ОАГБ) перешла в новую фазу. Две недели назад ОАГБ подала в прокуратуру Москвы иск против компаний Nestle, Semper, Kolinska, Gerber и Friesland Nutrition, обвинив их в использовании генетически модифицированных источников (ГМИ) в продуктах для детей. Вчера производители заявили о намерении отстаивать свою деловую репутацию в суде. Иск Nestle против ассоциации уже зарегистрирован Арбитражным судом Москвы.

Слово за слово
Компания Nestle подала в Арбитражный суд Москвы исковое заявление о защите деловой репутации и привлечении к ответственности Общенациональной ассоциации генетической безопасности (ОАГБ). Напомним, что 3 июня этого года ассоциация обнародовала результаты проведенного в мае исследования российского и зарубежного детского питания. Оказалось, что в 8 из 14 образцах содержание трансгенных компонентов составляло от 50 до 100%, при этом на этикетках не было соответствующей маркировки. В число провинившихся попали компании Nestle, Semper, Kolinska, Gerber, Friesland Nutrition.

На основании полученных результатов ассоциация обратилась в прокуратуру Москвы с исковым заявлением о возбуждении уголовных дел против руководителей перечисленных компаний по статье 238 УК (ответственность за продажу продукции, не отвечающей требованиям безопасности).

Производители сочли информацию ложной и вчера опубликовали совместное заявление, в котором говорится: "Мы ведем свою деятельность в полном соответствии с российским законодательством. При производстве продуктов мы не используем генетически модифицированное сырье. Исследования, проведенные в аккредитованных лабораториях, подтверждают этот факт".

По информации производителей детского питания, лаборатория ООО "Биоком", которая проводила исследования для ОАГБ, не имеет аккредитации для ведения подобной деятельности. Кроме того, компании утверждают, что им не были предоставлены официальные отчеты об исследованиях. "Полученные результаты не соответствуют заявлениям представителей ассоциации, которые утверждают, что продукты детского питания содержат от 50 до 100% ГМИ. Поскольку не существует детского питания, произведенного полностью из генетически модифицированных компонентов", - пояснил Алексей Ужанов, член совета директоров компании "Декна АС", которая занимается поставками в Россию детского питания Semper. Он также добавил, что в ходе собственного исследования производителей вообще не выявлено следов трансгенов в детском питании. На этом основании Semper, Kolinska, Gerber и Friesland Nutrition собираются вслед за Nestle в самое ближайшее время обратиться в Арбитражный суд столицы с исками против ассоциации. Алексей Куликов, вице-президент ОАГБ по науке, опроверг обвинения в адрес ассоциации. "Производители питания должны знать, что "Биоком" - аккредитованная лаборатория, которая имеет все необходимые разрешения на проведение проверок на содержание ГМИ", - пояснил он ГАЗЕТЕ.

Знак безопасности можно купить?
Впрочем, компании-производители собираются выяснять отношения с ассоциацией не только в суде. Похоже, их не устраивает сам факт существования ОАГБ.

Виктор Васенев, координатор по логистике и регистрации компании Gerber, рассказал, что ассоциация регулярно обращается к производителям с коммерческими предложениями. В подтверждение своих слов он представил полученный из ОАГБ факс, в котором предлагается вступить в ряды ассоциации, оплатив вступительный взнос в размере 15 тысяч рублей. По его данным, ежегодный взнос для членов ассоциации составляет 285 тысяч рублей.

Специальный знак "Генетически безопасный продукт", который ОАГБ предлагает наносить на этикетки, по данным компании Semper, стоит 100 тысяч долларов в год - именно такие деньги придется платить за то, чтобы ассоциация проводила текущий контроль продукции. "Люди просто думают, что придумали себе хороший финансовый проект", - заявил Виктор Васенев.

В свою очередь, президент ОАГБ Александр Баранов рассказал ГАЗЕТЕ, что источники финансирования ассоциации не засекречены, никто не скрывает, что ассоциация существует за счет членских взносов и специальных программ.

Кто прав, а кто виноват в сложившейся ситуации, предстоит разбираться Арбитражному суду. ГАЗЕТА будет следить за развитием событий.

Чем опасны трансгены
Генетически модифицированные организмы (ГМО) создаются в результате изменения генной структуры растений. Трансгены можно встретить в колбасных изделиях, паштетах, чипсах, детском питании, шоколаде и газировке. В большинстве этих продуктов трансгенный белок составляет 70-80%. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), для проверки безопасности ГМИ необходимо проанализировать токсичность, аллергенность, стабильность структуры таких продуктов. Опыты на крысах, которых кормили ГМ-картофелем, показали нарушение клеточной структуры желудка и печени, изменение формулы крови, уменьшение веса животных и веса их головного мозга. Однако однозначных научных доказательств вреда или пользы ГМ-продуктов для человека пока нет.

Газета