21.06.2004

18 "падших ангелов". В этом году стало намного меньше компаний, переживших снижение рейтинга до спекулятивного



Низкие процентные ставки в развитых странах позволили компаниям существенно улучшить свое финансовое положение, рефинансировав старые долги, а восстановление экономики — увеличить доходы и прибыли. И рейтинговые агентства выставляют компаниям все больше хороших отметок. По данным Standard & Poor's, число “падших ангелов” — компаний, чей кредитный рейтинг был снижен с инвестиционного до спекулятивного уровня, оказалось в этом году самым низким с 1997 г.


У агентств Standard & Poor’s и Fitch Ratings рейтингами инвестиционного уровня считаются ВВВ- и выше, спекулятивного – ВВ+ и ниже. У агентства Moody’s Investors Service инвестиционные рейтинги – Ваа3 и выше, спекулятивные – Ва1 и ниже.

С начала года по 16 июня Standard & Poor's снизило рейтинг с инвестиционного до спекулятивного лишь 13 компаниям (с совокупным объемом долга $11,5 млрд). Это самый низкий показатель за последние семь лет. За аналогичный период 2003 г. “падшими ангелами” стали 33 компании ($48,2 млрд), 2002 г. — 32. Среди перешагнувших черту восемь американских компаний, включая производителя компьютеров и программного обеспечения Sun Microsystems, четыре европейские, в том числе швейцарская Adecco, крупнейшее в мире кадровое агентство по найму временного персонала, дважды откладывавшее публикацию отчетности, и одна латиноамериканская.

По подсчетам Merrill Lynch, число “падших ангелов”, получивших спекулятивный рейтинг в I квартале 2004 г. от одного из трех агентств, составило 18. А вот компаний, чей рейтинг был повышен со спекулятивного до инвестиционного, оказалось в два раза больше — 36.

Самым тяжелым годом для мирового корпоративного сектора стал 2002 г., когда ряды “падших ангелов” пополнились 82 компаниями-клиентами Standard & Poor's, а обязательства на рекордные $215 млрд превратились из бумаг инвестиционного класса в мусорные облигации. Причиной стали рецессия в экономике, кризис переинвестиций и лопнувший пузырь на фондовом рынке и в технологическом секторе. Долговые обязательства многих недавних звезд по вердикту рейтинговых агентств полетели в мусорную корзину. В июне 2002 г. Moody's понизило рейтинг Ericsson и France Telecom до последней инвестиционной ступени Ваа3 с негативным прогнозом. Шведской компании удержаться в разряде “инвесторов” не удалось, и она до сих пор имеет спекулятивный рейтинг от всех агентств. А France Telecom взялась распродавать активы, в результате чего уменьшила долги с 70 млрд евро в конце 2002 г. до 44,2 млрд евро в конце 2003 г. и получила повышение рейтинга.

Улучшению ситуации способствовала ультрамягкая политика денежных властей: в США процентные ставки опустились до 1%, в еврозоне до 2%, соответственно, снизилась стоимость заемных средств во многих развивающихся странах. “Компании практически два года жили при очень низких процентных ставках, что позволило рефинансировать и реструктурировать долги”, — говорит начальник аналитического отдела Банка Москвы Кирилл Тремасов.

“Кредитное качество компаний за последние полтора года улучшилось, поскольку у компаний облегчился доступ к рынкам. В 2002 г. компании со спекулятивным рейтингом практически не имели возможности перезанять деньги: если подходил срок погашения облигаций, многие должны были или заплатить, или объявить дефолт, — говорит Олег Мелентьев из группы по анализу высокодоходных облигаций Merrill Lynch в Нью-Йорке. — А в 2003 г. началось ралли на фондовом рынке, за ним последовал рост на рынке спекулятивных облигаций, и компании могли легко рефинансировать долги”. Среди компаний, которые рейтингует Fitch, в 2003 г. дефолт был объявлен по 5% долговых обязательств, а в I квартале 2004 г. — по 0,6%. По сравнению с самыми тяжелыми годами для экономики и корпоративного сектора эти цифры выглядят совсем незначительными: в 2001 г. дефолт был объявлен по 12,9% долга, а в 2002 г. — по 16,4%. У Moody's соответствующие показатели составляют 17,97% в 2001 г., 21% в 2002 г., 5,54% в 2003 г. и менее 1% в I квартале 2004 г.

Многие компании рефинансировали долги, зачастую погашая облигации досрочно и выпуская новые с более низкой доходностью, снизив необходимость привлекать новые займы в ближайшем будущем, когда процентные ставки начнут расти. Поэтому поначалу удорожание заемных средств не будет иметь негативного эффекта, лишь упадет объем выпусков, отмечает Мелентьев. Кредитное качество компаний начнет ухудшаться через три-четыре года после массового выпуска облигаций, когда наступит пора гасить первые из них, а ставки к тому времени, как ожидается, существенно вырастут. “Поэтому, по нашим ожиданиям, число понижений рейтингов начнет расти в 2005-2006 гг.”, — говорит он. Тремасов добавляет, что с повышением ставок начнут возрастать риски, а это в первую очередь касается развивающихся рынков, которые наиболее чувствительны к удорожанию денег.



Ведомости