Патриотичные пивовары. Пивзаводы отказываются от импортных сырья и упаковкиАндрей Мусатов Глеб Крампец Анатолий Темкин САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Чтобы сократить свои издержки, пивовары отказываются от импорта упаковки и сырья в пользу отечественной продукции. За последние два года импортная составляющая в себестоимости пенного напитка уменьшилась вдвое, говорят аналитики. Чтобы удовлетворить потребности пивной индустрии, производители тары и сырья активно строят заводы в России. Резкое замедление роста пивного рынка заставляет производителей искать пути сокращения издержек. В первую очередь они переходят на упаковку и сырье отечественного производства, говорит аналитик ОФГ Алексей Кривошапко. Директор по развитию сырьевых ресурсов Балтики Артем Богославский сказал, что в прошлом году Балтика частично отказалась от импорта алюминиевых банок, которые закупала у польской CanPack. В свое время компания отказалась от импорта бутылки, потому что отечественные дешевле и при этом не уступают импортным по качеству. По той же причине компания отказалась от импорта термоусадочной пленки, вспоминает Богославский. Пивзавод Вена приобретает стеклянную и алюминиевую тару, а также термоусадочную пленку в России, говорит менеджер Вены по PR пивзавода Татьяна Антончик. Но компоненты самого напитка солод, хмель, добавки, а также пробку и этикетку компания импортирует. А акционеры комбината им. Степана Разина несколько лет назад купили и реконструировали бутылочный завод в Вологодской области, который теперь почти полностью обеспечивает потребности производства в стеклянной таре. За два года импортная составляющая в цене готовой продукции по отрасли снизилась с 60% до 30%, говорит аналитик Альфа-банка Александр Свинов. Переходу на российское сырье и упаковку способствует появление современных производств в стране. Раньше пивоварам было просто нечего закупать в России, считает Свинов. Петербург, где варится около 25% российского пива, притягивает производителей тары. В начале года во Всеволожске открылся завод Ростара (входит в группу Русский алюминий) мощностью 1,7 млрд алюминиевых банок в год. На этой неделе компания Веда-ПАК запускает вторую очередь бутылочного завода стоимостью $22 млн в Кингисеппе. Как сообщили в компании, мощность производства увеличивается вдвое до 500 млн бутылок в год. Управляющий компании Веда-ПАК Евгений Теруков говорит, что недавно клиентами его компании стали несколько крупных пивоваров, например Sun Interbrew и Вена. Кривошапко из ОФГ оценивает долю тары в себестоимости пива в 30%. Он говорит, что благодаря сокращению импорта банки Балтика, заключившая контракт на поставку с Ростарой, будет экономить около $11 млн в год. Еще столько же, говорит аналитик, компании приносит отказ от импорта бутылок. Сейчас импортные банки и бутылки занимают не более 10% рынка, по данным Кривошапко. Российские производители уже сейчас в состоянии обеспечить бутылкой и банкой пивоваров, говорит он. А потребность петербургских производителей аналитик оценивает в 2,5 млрд бутылок в год. Импортировать бутылку, поясняет Кривошапко, необходимо только для отдельных специальных сортов пива, а потребность в импортной банке у пивоваров отпадет после того, как Всеволожский завод Ростара выйдет на полную мощность. По данным производителя банок Rexam, объем российского рынка алюминиевых банок должен составить в этом году 3,5 млрд шт. Стоимость отечественной бутылки, по словам Терукова из Веда-ПАК, на 20-30% ниже иностранной за счет меньших логистических и таможенных издержек. А отечественные алюминиевые банки дешевле импортных минимум на 8-10%, говорит гендиректор производителя алюминиевых банок Ростара Павел Ульянов. Правда, он полагает, что переключение пивоваренных компаний на отечественные банки обусловлено не снижением рентабельности в отрасли, а большим удобством в плане логистики. Александр Свинов из Альфа-банка ожидает, что локализация производства пива будет увеличиваться за счет появления в России местных высококачественных компонентов напитка, прежде всего солода, на который приходится около 30% себестоимости пива. Банк Авангард сейчас строит в России три солодовни общей стоимостью $100 млн. Балтика к имеющейся в Петербурге солодовне, построенной совместно с французской компанией Soufflet, в этом году добавит еще одну в Туле. Мощности обоих производств около 105 000 т в год. Тульская солодовня стоимостью $32 млн будет полностью обеспечивать местный завод компании. По словам Свинова, рынок солода пока далек от насыщения, в стране необходимо построить десять солодовен общей мощностью около 1 млн т в год. По оценке Кривошапко, в прошлом году около половины солода было произведено в России. Аналитик говорит, что тонна импортного сырья стоит около $400, тогда как местного около $200. Ведомости |