Полный комплект. Столичные сети бытовой электроники захватывают СамаруСамарский рынок бытовой техники стал одним из самых привлекательных для столичных ритейлоров. В июне МИР открыл здесь свой первый магазин, а в августе собирается открыть второй, М.Видео в этом году увеличит свою сеть до трех магазинов, расширяться планирует и Эльдорадо.
Первой пришла в Самару компания Эльдорадо, открыв магазин осенью 1994 г. М.Видео открыла здесь два своих магазина в 2001 г., а весной 2002 г. в городе появился магазин Техносилы. Последней из крупных московским компаний, вышедших на самарский рынок, стала МИР. В июне компания открыла первый магазин площадью более 1700 кв. м в здании торгово-офисного центра Sky City на Московском шоссе. А в августе намерены открыть второй магазин в торговом центре Форум. Инвестиции в открытие каждого магазина в МИРе оценивают примерно в $1 млн. Гендиректор компании МИР Евгений Кабанов объясняет интерес к Самаре тем, что местный рынок бытовой электроники еще недостаточно развит, а рост доходов горожан способствует покупательской активности. Коммерческий директор МИРа Борис Путинцев указывает, что рынок Самары четвертый в России по емкости после Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Его объем в компании оценивают в $120-130 млн в год. Для сравнения, емкость Нижегородского рынка $180-200 млн, что объясняется большим количеством жителей. При этом средние розничные цены на электробытовую технику в Самаре, по данным МИРа, на 6-8% выше, чем в Нижнем, что связано с более высокой покупательской способностью самарцев. Вероятно, поэтому ни МИР, ни Техносила до сих пор не появились в Нижнем Новгороде. Московские цены, по словам Путинцева, выше самарских еще на 5-15%. У самарского рынка есть резервы еще на несколько лет вперед, говорит директор самарского регионального центра М.Видео Игорь Фрыгин. Сейчас компания подбирает место для открытия своего третьего магазина в городе. Но и на этом, по словам Фрыгина, компания останавливаться не планирует. В Эльдорадо тоже сообщили, что собираются открыть в 2004 г. новые магазины в Самаре, но их количество не назвали. Сотрудник Эльдорадо, просивший не называть его имя, сказал, что сегодня по обороту в регионе лидирует его компания, а далее идут М.Видео, Техносила и Саттелит. Путинцев из МИРа говорит, что у М.Видео и Техносилы доли примерно равны, а доля Эльдорадо больше, но незначительно. А Фрыгин оценивает объемы продаж московских компаний как примерно равные. Несмотря на большее количество магазинов "Эльдорадо", торговые площади у нас равны, и товарооборот у "М.Видео" не меньше, уверяет он. Как заявил на условиях анонимности менеджер одной из самарских компаний, торгующих бытовой техникой, после прихода Техносилы и М.Видео конкуренция на местном рынке ужесточилась, но особых изменений не произошло. Он объясняет это тем, что и прежде местные компании конкурировали с Эльдорадо. А москвичи говорят, что приход М.Видео и Техносилы заставил местных игроков более активно развиваться, расширяя ассортимент и улучшая сервис. Компания Саттелит, например, начала активнее строить новые магазины и использовать наружную рекламу. Единственным крупным самарским игроком, ушедшим с рынка, была сеть Энон, закрывшая магазины в конце 90-х. Но ее уход участники рынка объясняют последствиями кризиса 1998 г. Фрыгин считает, что со временем московские компании постепенно вытеснят с рынка местные магазины. Путинцев уверяет, что самарские компании не могут предложить такое же качество сервиса в магазинах, как москвичи. Но такая услуга, как потребительское кредитование, одинаково хорошо развита у всех торговцев бытовой техникой. В среднем каждый магазин предлагает 4-5 кредитных программ. Представитель одной из самарских фирм, торгующих бытовой техникой и электроникой, на условиях анонимности заметил: Если мы и уйдем с рынка, то очень не скоро. Такую позицию он объясняет одинаковым уровнем цен в городе, а также тем, что самарские компании хорошо известны среди местных жителей. Сотрудник Эльдорадо считает, что наиболее сильные позиции среди местных игроков у Саттелита. Эта компания достаточно активно развивается и порой диктует цены по некоторым позициям предлагаемой в городе техники, объясняет менеджер. Олег Султанов, исполнительный директор Саттелита, сообщил Ведомостям, что компания собирается до конца 2004 г. открыть еще 6-7 магазинов, один из них будет расположен в Самаре. Девять магазинов в городе для нас достаточно, замечает он. Всего у компании сегодня 29 магазинов бытовой техники и электроники в Самаре, Ульяновске, Оренбурге, Пензе, Саранске и ряде других городов. Ведомости |
|||