От хлеба к пирожным. Производство дорогих сортов хлеба и конфет растетБлагодаря росту доходов, новосибирцы стали отдавать предпочтение более дорогой кондитерской продукции. Аналогично на рынке хлебобулочных изделий растет спрос на сорта хлеба со сложной рецептурой. Эту тенденцию почувствовали производители, которые инвестируют средства в обновление оборудования и вывод на рынок новой брэндированной продукции.
Крупнейшим региональным инвестпроектом в кондитерской отрасли в этом году станет модернизация карамельного производства фабрики Кондитер. Недавно заместитель председателя Сибирского банка Сбербанка России Елена Морина сообщила, что банк готовится предоставить фабрике кредит на модернизацию карамельной линии. Стоимость проекта составит около 2 млн евро. На Кондитере пока воздерживаются от подробных комментариев, ссылаясь на незавершенность сделки. Директор по маркетингу Кондитера Юлия Охорзина говорит, что потребительские предпочтения все больше смещаются в сторону более дорогой продукции и это подталкивает производителей инвестировать деньги в собственное развитие: В Москве "кондитерки" низкого ценового сегмента в магазинах уже практически нет. Охорзина обещает, что в течение ближайших нескольких месяцев фабрика выведет на рынок новую карамель и шоколадные конфеты с более сложной рецептурой. Директор Шоколадной страны Владимир Шаповалов также отмечает увеличение спроса на продукцию класса премиум. Продажи Фруктов в шоколаде и конфет Ассорти, самых дорогих наименований Шоколадной страны, по сравнению с прошлым годом выросли в два раза: Пока на долю этой продукции в общем объеме продаж приходится только 10%, но я считаю ее очень перспективной, говорит Шаповалов. Его вдохновляет успех фабрик Коркунов и Нестле на рынке дорогих конфет, а также отсутствие в этом сегменте местных конкурентов. И. о. гендиректора фабрики Новосибирская Юрий Терехов говорит, что его предприятие разрабатывает новые торговые марки, которые должны появиться на рынке уже в этом году. В 2003 г. Шоколадка произвела 6000 т продукции и занимала, по собственным оценкам, долю 15,4% на новосибирском рынке, а в сегменте глазированной кондитерки 75,1%. Менеджер кондитерского объединения СладКо по Сибири и Дальнему Востоку Евгений Шилов полагает, что настоящий премиум (от 800 руб. за 1 кг) уже пережил пик роста: Год-два назад в нишу премиума помимо импортеров пошли и многие отечественные производители. Но сейчас рынок близок к насыщению, и темп роста замедлился. Более динамично развивается, по мнению Шилова, сегмент массового премиума: Появляются люди, которые позволяют себе немножко больше, чем раньше. Если не швейцарский шоколад по 100 руб. за плитку, то качественный по 25-30 руб. им вполне по карману. Розница диктует моду Все участники рынка отмечают растущее влияние на отрасль розничных торговых сетей. У большинства опрошенных производителей на продажи в сетях приходится не менее половины объема, и эта доля постоянно растет. Сеть самого динамичного формата "для среднего класса" не поставит на хорошие полки весовую и небрэндированную продукцию. Это вынуждает производителей отказываться от весовой упаковки, развивать брэнды. Потому что бессмысленно рекламировать 500 наименований продукции, рассуждает Евгений Шилов. Юлия Охорзина из Кондитера также говорит, что переориентация на фасовку является одной из важнейших задач фабрики. Бурное развитие торговых сетей подталкивает к смене политики и кондитерский дом Восток (объединяет пять производственных предприятий, штаб-квартира в Томске). До сих пор Восток был известен рынку в основном как оптовик, однако теперь, рассказывает директор по развитию компании Алексей Шапошников, Восток намерен уделить внимание рознице: Новосибирск ключевой для нас рынок сбыта, и мы хотим приблизиться к конечному новосибирскому потребителю, так как объемы розничных продаж постоянно растут. Первый вице-президент Сибирской хлебной корпорации (СХК, владеет хлебообъединением Восход и комбинатом Русич, приобретенным в конце прошлого года) Сергей Гребнев говорит, что сейчас рост рынка хлебобулочных изделий происходит в основном за счет нетрадиционных видов: Потребление социального хлеба 1-го и 2-го сортов достаточно стабильно уже несколько лет, сейчас его доля составляет около 50%. Рост производства обусловлен в первую очередь повышением спроса на различные новые сорта хлеба с более сложной рецептурой и сдобу. Гендиректор Новосибхлеба Эдуард Шнейдер согласен с тем, что спрос увеличивается в основном на ассортиментные новинки. Но он говорит, что в прошлом году все крупные хлебозаводы снизили производство на 1-2%. Шнейдер объясняет это улучшением благосостояния новосибирцев: Теперь люди едят больше овощей, фруктов. Но в начале текущего года Новосибхлеб увеличил выпечку: несмотря на постепенное падение производства массового хлеба 1-го и 2-го сортов, Шнейдер констатирует 17%-ный рост по итогам января мая. Это отнюдь не означает, что весь год будет таким благополучным. К концу года происходит сезонное падение, объясняет он. Быстрее всего растет спрос, по оценкам гендиректора Новосибхлеба, на Бородинский хлеб. Развитие хлебобулочного рынка, считает Шнейдер, определяют люди с достатком повыше среднего: Появился хлеб "8 злаков" его стали есть. Появился хлеб бездрожжевой его тоже хорошо покупают. Покупают те, кто думает о здоровье, в том числе и пожилые люди. Ориентируясь на потребителя среднего класса, любящего пробовать новое, строит свою ассортиментную политику и Восход. В последний год он выпустил на рынок несколько совершенно новых для Новосибирска сортов хлеба, таких как итальянские Чабатта и Фокаччо. Заместитель директора хлебокомбината Инской Михаил Байдин тоже говорит о росте производства в этом году от 10% до 20% на разные виды продукции. Потребитель становится более взыскательным, говорит Байдин, и это требует расширения ассортимента. Серьезную ставку комбинат делает на кондитерское направление: сейчас снэки, соломка, печенье занимают 20% от общего объема продаж, и эта доля постоянно увеличивается. В этом году Байдин обещает начать выпуск соленых сухариков. Два основных игрока хлебного рынка Новосибхлеб и СХК в условиях жесткой конкуренции пытаются укреплять позиции в том числе за счет организации собственного ритейла. У Новосибхлеба более 20 фирменных магазинов и около 40 киосков и трейлеров. До конца года Эдуард Шнейдер хочет расширить собственную сеть на 10-15 магазинов: У себя мы продаем дешевле, в итоге до 15% продаж приходится на собственные торговые точки. СХК сейчас арендует десять муниципальных магазинов (марка Пеликан) и надеется получить еще несколько точек на проходящем сейчас конкурсе по аренде муниципального имущества. Также СХК недавно открыл в ГУМе фирменный отдел, где продается хлеб, изготовленный по технологии парт-бейк (до полной готовности хлеб допекается на месте продажи и продается горячим). До конца года Сергей Гребнев планирует открыть еще не менее 10 подобных отделов в супер- и гипермаркетах города. Ведомости |
||