28.06.2004

Переходим на ромашки. Импорт цветов под угрозой



Елена Виноградова
Юлия Ярош
Анастасия Онегина
Анатолий Темкин

Маленькое насекомое угрожает оставить Россию без цветов — а ведь этот рынок, по экспертным оценкам, превышает $1 млрд. Российские ветеринары обнаружили в голландских цветах вредителя — трипс — и срочно приостановили импорт растений из Нидерландов. А эта страна обеспечивает 75% российского рынка цветов, и заменить голландские розы на прилавках нечем.


Трипс – мелкое насекомое длиной 1–1,5 мм. Поражает более 200 видов растений и цветов, в том числе розы, гвоздики, лилии, хризантемы и другие популярные у покупателей растения.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Росветнадзор) в пятницу приостановила выдачу разрешений на ввоз из Нидерландов цветов, пораженных трипсом, и отменила уже выданные разрешения. Цветочный трипс был найден в партии цветов, поставленной голландской фирмой Baardse B. V. для краснодарского предприятия “Самсон”, указано в официальном письме главы Росветнадзора Сергея Данкверта послу Нидерландов. Baardse B. V. — один из крупнейших экспортеров цветов в Нидерландах.

Данкверт объяснил “Ведомостям”, что в Россию “впустят” партии цветов, вывезенные из Голландии до 25 июня, но дальнейший импорт будет остановлен. Дальнейшие действия ветеринаров будут зависеть от объяснений голландской стороны, каким образом из страны была выпущена зараженная партия. “Я с этим трипсом познакомился еще 15 лет назад, когда из теплиц его сам выводил. Нашей стране это совершенно не нужно: это очень опасный вредитель”, — обосновывает Данкверт действия российских ветеринаров. От голландской стороны “Ведомостям” получить комментарии не удалось.

Но собеседник “Ведомостей” в оптовой компании надеется, что голландцы быстро убедят российские власти в безопасности своих цветов. “Я общался с людьми из нескольких крупных компаний [импортирующих цветы] — они в ужасе”, — признался он. “Не знаю, из чего мы будем составлять букеты, ведь лилии, хризантемы, зелень для букетов и многое другое ввозится из Голландии”, — жалуется менеджер фирмы, владеющей сетью цветочных салонов в Москве. В двух цветочных фирмах “Ведомостям” сказали, что их запасов хватит только на неделю торговли. Участники цветочного рынка утверждают, что российские цветоводы и поставщики из других стран при всем желании не смогут компенсировать отсутствие на рынке голландских цветов.

При этом рынок срезанных цветов только в Москве, по оценке компании “Белая дача”, “подбирается” к $1 млрд, а свыше 75% продаж приходится на цветы из Голландии. Владелец крупной оптовой компании, пожелавший сохранить анонимность, дает похожую оценку. Еще около 11-12%, по его словам, приходится на цветы из Эквадора и Колумбии, очень маленький процент занимает Израиль.

Если переговоры российских ветеринаров с голландцами о мерах по санитарному контролю не завершатся в течение недели, в России возникнет “цветочный дефицит”, считают оптовики, а цены возрастут. А топ-менеджер петербургской компании “Оранж”, владеющей сетью цветочных салонов, полагает, что уже с понедельника срезанные цветы начнут исчезать с прилавков.

Сейчас продавцы цветов ищут возможности заменить чем-нибудь голландские розы и лилии. Качество российских растений у них восторга не вызывает. “Оранж” собирается продавать цветы из Краснодара, но “качество там хуже, а поставщики менее обязательные”, говорит менеджер компании. Представитель центра “Красная нива”, выращивающего розы, признается, что в России “нет ни технологий, ни специалистов, чтобы восполнить импорт”.

А Виктория Семенова, президент компании “Цветы Белой дачи” — крупнейшего производителя цветочной рассады в стране, считает, что произошедшее подтолкнет российские компании к развитию местного бизнеса по выращиванию цветов под срезку. Есть такие планы и у “Белой дачи”, говорит Семенова.

А представитель компании-импортера считает, что для “победы над трипсом” полностью запрещать импорт было не обязательно. “Возможно, столь жесткие меры — попытка российских властей взять под контроль бизнес по импорту цветов”, — предположил анонимный собеседник “Ведомостей” в оптовой компании. Он признается, что этот бизнес сейчас в основном черный. Например, в 2002 г. задекларированный ввоз цветов в Россию составил $90 млн, хотя объем этого рынка был около $0,5 млрд.



Ведомости