08.07.2004


Volkswagen ждут к осени. Российские чиновники уверены, что концерн решится строить завод в Ступине



Юлия Федоринова
Дмитрий Симаков

Переговоры российских властей и немецкого концерна Volkswagen об организации сборочного производства в подмосковном Ступине вышли на завершающую стадию, утверждают чиновники. Если верить их обещаниям, Volkswagen будет собирать в России свою модель Bora, а инвестсоглашение с автоконцерном может быть подписано в этом году.


В 2003 г. Volkswagen реализовал в России 7408 автомобилей, из них на модель Bora пришлось лишь 839 шт. В отличие от многих иностранных автоконцернов продажи VW упали, а не выросли (падение составило 7%). Самой продаваемой моделью концерна в России является Passat. В первом полугодии этого года концерн увеличил свои продажи по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 13,5% до 3983 шт.

Планы строительства сборочного производства в России представители Volkswagen обсуждают с федеральными и региональными чиновниками уже несколько лет. За это время автоконцерн пересмотрел немало площадок под новый завод в различных регионах. Вчера замминистра транспорта Московской области Норайр Блудян рассказал “Ведомостям”, что на финишную прямую вышли переговоры о строительстве автозавода Volkswagen в подмосковном Ступине.

Блудян надеется, что уже до конца лета Volkswagen и Минэкономразвития России подпишут инвестиционное соглашение, а строительство завода, по его словам, может начаться уже осенью, “если все проблемы в ближайшие 2-3 месяца будут разрешены”. Мощность предприятия, по словам чиновника, может достигать 50 000 автомобилей в год. На нем первые три года будет выпускаться Volkswagen Bora, а затем на конвейер будет поставлена новая модель автомобиля, концепция и технические характеристики которой немецкий концерн, по словам Блудяна, не разглашает. Сейчас, продолжает чиновник, власти Московской области решают вопрос о предоставлении Volkswagen “зеленой площадки” с полностью подготовленной инфраструктурой под строительство завода.

Чиновник Минэкономразвития “Ведомостям” подтвердил, что предварительная договоренность о реализации проекта в Ступине уже есть и сейчас VW обсуждает налоговые льготы с правительством Московской области. Он уточнил, что в Ступине в первый год производства планируется выпускать 2000 Bora, на второй — 7000, а в третий — 9000.

В самом автоконцерне не так откровенно рассказывают о своих планах. “Россия, безусловно, интересна нам как рынок сбыта. Это правда, что мы давно изучаем возможность организации сборочного производства здесь, но никаких решений пока не принято”, — заявил “Ведомостям” представитель Volkswagen в головном офисе компании в Германии.

Блудян отмечает, что у немецкого концерна осталось лишь одно препятствие для прихода в Россию: он хочет введения дифференцированных ставок таможенных пошлин на ввоз автокомпонентов — для промышленной сборки они должны быть снижены, а для коммерческой продажи — остаться на высоком уровне. “Такая система тарифного регулирования уже существует в странах ЕС, и не исключено, что в связи с переговорами с Volkswagen введение такой системы в России ускорится”, — отмечает собеседник “Ведомостей” из Минэкономразвития, где проект находится на согласовании.

Эксперты же пока осторожно оценивают перспективы начала производства Bora в России. “Опыт показывает, что чиновники часто торопятся объявить о начале того или иного проекта”, — говорит вице-президент Ассоциации российских автомобильных дилеров Сергей Алексейчук. “Думаю, Volkswagen придет в Россию не так скоро, как планируют чиновники, ведь импортировать автомобиль сейчас выгоднее”, — соглашается Денис Нуштаев из “Метрополя”. Аналитик напоминает, что Bora — дорогая модель (минимальная цена у дилеров — $18 840), а большинство иностранцев уже делают ставки на относительно дешевые машины из сегмента массового спроса. “Мы считаем, что сейчас в России наиболее востребованы автомобили стоимостью 7000-10 000 евро. Исходя из этого, мы и разрабатывали Logan”, — замечает Ванесса Леви из Renault. Такого же мнения придерживаются и в “АвтоВАЗе”, который делает ставку на машины дешевле $10 000. “Но мы были бы рады приходу еще одного иностранного автоконцерна, ведь они обычно привлекают за собой и производителей автокомпонентов”, — оговаривается представитель российского автоконцерна. Зато в Toyota, которая не исключает своего прихода в Россию в будущем, считают, что цена для хорошего автомобиля не помеха. “Наши машины продаются минимум за $15 000, и продаются хорошо. Если Volkswagen решит делать здесь Bora, значит, компания посчитала это для себя выгодным”, — замечает Анастасия Кокорева из Toyota.



Ведомости