13.07.2004

Предпринимателям раскрыли их тайну



В пятницу Государственная дума повторно приняла закон "О коммерческой тайне". Первоначально он был принят в ноябре прошлого года, но затем отклонен Советом федерации и доработан в согласительной комиссии. В законе много говорится об ответственности работника перед работодателем за разглашение. Но из него также следует, что работодатели не смогут объявлять коммерческой тайной все что им заблагорассудится.

Как подчеркивается в законе, "коммерческая тайна – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ и услуг или получить иную коммерческую выгоду". Прямо указывается, что прежде всего имеются в виду используемые технологии: коммерческую тайну составляет "научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства – ноу-хау)".

Большое внимание уделяется перечислению того, что не может составлять коммерческую тайну. Ею не могут быть сведения, "содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры"; информация о загрязнении окружающей среды и состоянии противопожарной безопасности, безопасности пищевых продуктов, о численности и составе работников, системе оплаты труда, задолженности работодателей по выплате заработной платы, об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной и муниципальной собственности. Объясняется это, по-видимому, тем, что в России предприниматели готовы скрывать что угодно, не доверяя ни государству, ни конкурентам, ссылаясь при этом на "коммерческую тайну". Теперь столь свободно пользоваться этим выражением они, по идее, не смогут.

Так же подробно говорится о праве государства узнавать коммерческие тайны. Как подчеркивается в законе, "обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну... в случае отказа... органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке". Здесь можно было бы предположить, что органы власти интересуются, скажем, безопасностью для населения секретных добавок в пищевых продуктах. Но, как говорилось выше, засекречивать данные о безопасности запрещено. Остается предположить, что государство оставляет за собой право выяснять у частных производителей технологические секреты для каких-то своих стратегических целей.

В остальном закон выглядит вполне логичным. Работодатель вправе потребовать от своих работников не разглашать доверенные им технологические и финансово-экономические тайны, зафиксировав это в трудовых договорах, а также потребовать того же от контрагентов в гражданско-правовых договорах. От работника можно потребовать не разглашать тайну и после того, как тот покинет предприятие. Кстати, это породило разногласия Госдумы и Совета федерации. Дума первоначально решила, что срок неразглашения в любом случае определяется договором работодателя и работника. Совет федерации предложил не разглашать в течение трех лет после увольнения. Согласительная комиссия нашла такой вариант: если договор о сроке неразглашения подписан, то срок может быть любым, если нет – то три года.

Работник, разгласивший тайну, несет дисциплинарную ответственность (при этом работодатель обязан ознакомить его под расписку с режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности). Если тайну разглашает контрагент, то он возмещает владельцу тайны убытки (только нужно это зафиксировать в договоре о передаче информации). О том, какое наказание несет конкурент, злонамеренно проникший в тайну, говорится не много – владелец тайны вправе потребовать возмещения убытков и у него. Впрочем, подчеркивается, что ответственность может быть административной и уголовной в соответствии с законодательством, то есть, как часто бывает в таких случаях, нарушивших тайну будут судить по другим законам.// "Коммерсант"

Новости наружной рекламы