15.07.2004


TNS Gallup Media опубликовал данные о потреблении алкогольных напитков в России



Исследование: Marketing Index
География исследования: Москва, Россия, города с населением 100 тыс. чел. и более
Период исследования: декабрь 2003 - апрель 2004 г.
Товарная категория: алкогольные напитки

По данным исследования Marketing Index компании TNS Gallup Media за декабрь 2003 г.- апрель 2004 г., число людей, употреблявших хотя бы раз за полгода любые алкогольные напитки, составило в среднем 90% населения России в возрасте 16-ти лет и старше. При этом самые потребляемые виды алкоголя в стране - это пиво и водка.
Потребление этих напитков по России мало отличается от потребления по Москве: пиво пьют 62% москвичей и 66% россиян в возрасте 16+, а водку - одинаковый процент населения Москвы и России (около 60%). Потребление других видов алкоголя среди россиян за полгода распределилось следующим образом:



Среди потребителей пива 27% россиян пьют его несколько раз в неделю и чаще. Большинство из них (56%) предпочитает светлые сорта напитка (4-5% алк.). Второе место по популярности, но с большим отрывом, занимает легкое пиво (до 4% алк.), которое пьют 12% россиян.
При этом, подавляющее большинство потребителей данного напитка (62%), пьет пиво "Балтика", а 40% предпочитает пиво "Клинское". Далее следуют марки: "Жигулевское" (36%), "Бочкарев" (35%) и "Очаково" (34%). Москвичи также отдают предпочтение "Балтике", пиво этой марки пьют 59%. На втором месте находится пиво "Клинское" (54%), а третью позицию среди потребителей пива в Москве, занимает марка "Старый мельник" (45%). Данные по потреблению и лояльности* других пивных марок приведены в таблице ниже:

Таблица 1: Потребление и лояльность к маркам пива, ТОП-10 (процент от потребителей пива, Россия)



Согласно данным исследования за последние полгода потребление водки по России и Москве незначительно отставало от потребления пива и составило в среднем 60%. Большая часть участников исследования - потребителей этой алкогольной продукции (около 40%) указало, что они употребляли данный напиток реже одного раза в месяц, однако примерно 1/5 сказали, что предпочитают пить водку 2-3 раза в месяц.
При этом среди самых потребляемых марок в России - "Гжелка" (46%), "Исток" (29%) и "Пшеничная" (27%). Далее идут водка "Флагман" (26%), "Русская" (21%), и "Absolut" (19%). В Москве наиболее потребляемая марка - также "Гжелка" (63%). Однако одновременно велико потребление марок "Флагман" (39% ) и "Русский стандарт" (30%).

Таблица 2: Потребление и лояльность к маркам водки, ТОП-10 (процент от потребителей, Россия)



Вино, включая шампанское, тоже входит в тройку лидеров. Но для этой категории процент потребителей в Москве выше, чем в среднем по России. За последние полгода процент потребления вина среди москвичей составил 67%, а шампанского - 65%, среди россиян их потребление немного ниже, как для вина, так и для шампанского - 59%. При этом лидерам по потреблению как в целом по России, так и в Москве являются молдавские и грузинские вина.
Динамика потребления алкогольных напитков в Москве и России показывает, что алкогольная продукция четко делится на две группы. Первая - это традиционные для нашей страны напитки (водка, пиво, вино, шампанское). Вторая объединяет экзотические и элитные напитки, а также сравнительно недавно появившиеся готовые слабоалкогольные коктейли. Потребление последних стабильно растет, хотя им приходится "уживаться" с традиционным пивом - более половины активных потребителей слабоалкогольных коктейлей являются одновременно активными потребителями пива. Также интересен факт, что 47% потребителей готовых слабоалкогольных коктейлей отдают предпочтение, прежде всего, напиткам, приготовленным на основе водки. А 39% - на основе джина. И немного меньше одной пятой потребителей предпочитают наиболее легкие алкогольные составляющие- вино и вермут.