Народ полюбил дешевое пивоСергей Рыбак В этом году самым быстро растущим сегментом пивного рынка России оказались народные сорта, такие, как Жигулевское или Ячменный колос. Такие данные содержатся в обнародованном на этой неделе исследовании компании Бизнес Аналитика. Максимальную долю пивного рынка по-прежнему контролируют сорта сегмента lower medium, однако эта доля испытывает тенденцию к снижению.
В начале нынешнего года (исследование проводилось по первым пяти месяцам) больше всего увеличился сегмент дисконтного пива розничной ценой до 11 руб., сообщила гендиректор агентства Бизнес Аналитика Розничный аудит Мария Ванифатова. Дисконтное пиво в первые пять месяцев этого года занимало 20,5% российского пивного рынка в натуральном выражении по сравнению со вторым полугодием прошлого года эта доля увеличилась на 1,1%. Выросли доли рынка у лицензированного пива (на 0,7% до 5,1%) и премиального ценой от 17 руб. и выше (на 0,2% до 18,5%). Сегмент импортного пива не изменился он занимает всего 0,3% рынка в натуральном выражении. Проигравшим оказалось пиво сегмента lower mainstream ценой 11-14 руб. (марки Толстяк, Очаково его доля уменьшилась на 1,4% и составляет по итогам первых пяти месяцев 30,2%) и сегмента mainstream ценой 15-17 руб. (оно потеряло 0,3%, теперь его доля составляет 25,4%). Весь российский пивной рынок вырос за этот период на 9%. В дисконтном сегменте сейчас присутствуют четыре крупнейших российских производителя пива. Балтика, Красный Восток и ряд других выпускают Жигулевское, SUN Interbrew Bag-Bier, пивоваренный комбинат Очаково Ячменный колос, кроме того, у Красного Востока в дисконтном сегменте есть собственная одноименная марка. Самым народным пивом, по данным Бизнес Аналитики, является Жигулевское на него приходится 16,7% продаж в дисконтном сегменте. За ним следует марка Красный Восток с 12,9%, Bag-Bier (6,5%), а также Уральский мастер (Челябинскпиво группы BBH) и Ячменный колос две последних марки контролируют примерно по 6% продаж в сегменте. Относительно быстрый по сравнению с другими сегментами рост продаж дисконтного пива Ванифатова объясняет тем, что именно на нем сейчас сосредоточились усилия крупных участников отрасли раньше они народное пиво недооценивали. Балтика занялась выпуском Жигулевского только в конце 2003 г., тогда же Очаково сделало основную ставку на продажи Ячменного колоса через вновь открытые региональные филиалы. Пресс-секретарь Балтики Алексей Кедрин отмечает, что Жигулевское достигло больших темпов роста продаж без рекламной поддержки. Дешевые сорта пива стали бестселлерами и для Очакова. По словам коммерческого директора этого комбината Вячеслава Меркулова, в первом полугодии на долю Ячменного колоса, который стоит в магазинах 20 руб. за полуторалитровую ПЭТ-бутылку, пришлась четверть всего реализованного предприятием пива. А в краснодарском филиале (самом крупном у Очакова) Ячменный колос составляет примерно половину продаж. Меркулова не удивляет, что когорта покупателей дешевого пива растет за счет бывших любителей пива lower mainstream. По качеству пиво дисконтного сегмента приближается к среднему, говорит он. Маркетолог компании SUN Interbrew, выпускающей в сегменте lower mainstream пиво Толстяк, полагает, что рост сегмента дисконт происходит за счет появления новых потребителей. Мы наблюдаем рост благосостояния людей, которые все больше и больше могут тратить деньги не только на покупку хлеба и масла, но и дешевого пива, полагает представитель компании. Аналитик Объединенной финансовой группы Алексей Кривошапко полагает, что в этом году сегмент дешевого пива вырастет примерно на 20%. Это очень хорошая тенденция. На мой взгляд, потребители "Жигулевского" активное население в селах и небольших городах, которое начало получать стабильный доход и переключаться с водки на дешевые сорта пива, говорит аналитик. Но оценить выгоды дешевого сегмента готовы пока в основном лишь российские пивовары. Иностранцы, за исключением SUN Interbrew, предпочитают получать большую маржу даже при более низких объемах продаж. Заниматься продажами дорогого пива пока гораздо выгоднее, считает Игорь Тихонов, коммерческий директор российского офиса SABMiller. Ведомости |
|||