Борьба с брэндами. Пензенский сенатор хочет обезличить лекарстваРоман Кутузов Как стало известно Ведомостям, в правительстве находится на согласовании законопроект, способный кардинально изменить всю структуру российского лекарственного рынка. Разработчик законопроекта сенатор от Пензенской области Борис Шпигель добивается, чтобы все лекарства-дженерики продавались в России не под фирменными, а под непатентованными названиями. Он полагает, что это сделает лекарства дешевыми, фармацевты же говорят, что препараты при этом потеряют не в цене, а в качестве. В июне комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии одобрил законопроект О внесении изменений и дополнений в закон О лекарственных средствах. Сейчас этот законопроект находится на согласовании в правительстве. Одно из основных положений законопроекта требует, чтобы дженерики (лекарства, срок патентной защиты которых истек) регистрировались в Минздраве и продавались только под своими международными непатентованными названиями (МНН). Например, всем известная но-шпа это, по международной классификации, дротаверин, а обезболивающий препарат ибупрофен продается аж под 21 названием от Нурофена до Болинета. Наш рынок в основном дженериковый. Слишком много одних и тех же лекарств, зарегистрированных под разными торговыми марками; у нас, например, 50 одних только аспиринов зарегистрировано. В результате компании начинают давать деньги врачам, чтобы те выписывали именно их препараты. А кто подумает о пациенте? объясняет один из разработчиков законопроекта, сенатор от Пензенской области Борис Шпигель. По его мнению, если все дженерики будут называться одинаково, производителям придется конкурировать друг с другом, снижая цену, а это понизит и траты на лечение, и затраты бюджета при госзакупках. Слова "рынок" и "лекарства" несовместимы, говорит сенатор. Люди, которые хотят зарабатывать деньги на лекарствах, пусть отдохнут они уже заработали. Этот законопроект грозит катастрофическими последствиями для рынка, уверен руководитель одной из фармкомпаний. А между тем, по нашим данным, он уже одобрен [министром здравоохранения Михаилом] Зурабовым. По оценке собеседника Ведомостей, принятие законопроекта приведет к схлопыванию рынка, прекращению затрат на рекламу препаратов и увольнению десятков тысяч сотрудников отделов маркетинга и служб продвижения фармкомпаний. В Минздраве вчера получить комментарий не удалось. А вот Минпромэнерго может законопроект и не согласовать. [Наш] отзыв будет негативным. С нашей точки зрения, этот документ нарушает закон О товарных знаках, говорит советник отдела промышленной политики министерства Ольга Колотилова и добавляет, что производитель имеет право давать фирменные наименования своей продукции. По данным рекламного агентства Media Direction, в прошлом году на рекламу лекарств было потрачено около $70 млн, лекарства входят в пятерку самых рекламируемых товарных категорий. Этот закон может кардинально изменить маркетинг, говорит председатель совета директоров ГК "Ремедиум" Айдар Ишмухаметов. Таким образом опрокидывается сама идея продвижения лекарственных средств. Если вся конкуренция сведется лишь к ценовой, это понизит качество препаратов, считает он. Владельцы брэндов тратят деньги на более качественное сырье, на дополнительные клинические испытания. Если брэндов не будет, все это потеряет смысл, соглашается генеральный директор компании Отечественные лекарства Владимир Нестерук. У его компании на этот год запланирован бюджет в 120 млн руб. на продвижение своих брэндов. Когда речь идет о бюджетных закупках, государство вольно вводить какие угодно правила и ограничения. Что же касается свободного рынка, то и пациенты, и врачи имеют право знать брэнды и делать выбор самостоятельно, говорит директор по развитию бизнеса российского представительства Pfizer Александр Шибаев. На рынке ходят слухи, что представители некоторых компаний дают взятки врачам. Но этим, с нашей точки зрения, должны заниматься не законодатели, а Минздрав и МВД. Ведомости |