16.07.2004

"Мелодия" теряет русскую музыку. Вдова Евгения Светланова продает его записи за границу



Ъ стало известно, что готовится контракт между вдовой Евгения Светланова, главой Фонда Евгения Светланова Ниной Николаевой и международной корпорацией Warner Music Group. По этому контракту вдова дирижера продает все права на выпуск записей дирижера. Как сообщил Ъ источник, пожелавший остаться неизвестным, за это Warner Music заплатила Нине Александровне $200 тыс.

           Возглавляемый Ниной Николаевой Фонд Евгения Светланова был организован еще при жизни дирижера – в 2001 году. После его смерти в 2002 году основным видом деятельности фонда стала организация концертов памяти дирижера. Помимо этого фонд выпустил ряд дисков с записями Евгения Светланова, чем вызвал в музыкальной общественности споры по поводу правомерности этих изданий.

       Записи, которые заинтересовали Warner Music Group, были осуществлены фирмой "Мелодия" с середины 60-х по конец 80-х годов; в частности, это все симфонические произведения Александра Лядова, Милия Балакирева, Александра Глазунова и Николая Римского-Корсакова. Фонограммным правом, то есть правом издавать диски, по мнению представителей фирмы "Мелодия", обладают только они. Это соответствует современному закону "Об авторском праве и смежных правах": обладателем фонограммных прав может быть только производитель фонограммы.

       Тем не менее вдова дирижера посчитала себя вправе распоряжаться не только носителями с записями (дирижеру пересылались копии всех сделанных тогда записей), но и непосредственно всеми правами на издание и распространение. "Мы пытались заключить контракт с вдовой, как с наследницей одного типа прав – исполнительского. Однако она не желает идти ни на какие контакты с нами. Когда мы ей звоним, нам говорят, что ее нет",– сказал Ъ директор по артистам и репертуару фирмы "Мелодия" Алексей Трифонов.

       Можно предположить, что даже если бы какое-то соглашение между "Мелодией" и вдовой дирижера было достигнуто, цена вопроса была бы значительно ниже. При этом очевидно, что потенциальная продажа записей за границу не может быть хорошей новостью: в записанном много того, что без преувеличения можно назвать национальным культурным достоянием, поскольку речь идет о русской музыке, в которой Евгений Светланов был непререкаемым авторитетом.

       Все попытки связаться с госпожой Николаевой оказались тщетными, к телефону она не подходит. Никто не захотел прокомментировать ситуацию и в лондонском офисе Warner Classics, подразделения Warner Music, занимающегося академической музыкой. Ъ будет следить за развитием событий.

    "До августа 1992 года права производителей фонограмм в СССР не охранялись"

Конфликт вдовы дирижера Евгения Светланова с фирмой "Мелодия" прокомментировал Ъ специалист по авторскому праву, адвокат юридической фирмы Baker & McKenzie АНДРЕЙ МИНКОВ.

Мало того, что фонограммными правами вдова не имела права распоряжаться совершенно точно, поскольку она не является производителем фонограмм, не факт, что она обладает и исполнительскими правами. До августа 1992 года права исполнителей и производителей фонограмм в СССР вообще не охранялись. Действующее законодательство также не дает четкого ответа на вопрос, получают ли такие "старые" исполнения и фонограммы охрану в рамках новых правовых норм.

Помимо этого в ныне действующем законе есть существенная оговорка. В том случае, если запись производилась с согласия исполнителя, то исполнитель утрачивает право разрешать или запрещать последующее тиражирование этой записи. Все права на издание и распространение фонограммы принадлежат звукозаписывающей фирме.

Конечно, абсурдно предполагать, что запись симфонического оркестра и дирижера осуществлялась без его согласия. Но в подобных ситуациях зачастую возникает спор, что именно считать согласием: сам факт записи или письменное согласие, которое в те годы не практиковалось.

Выяснить, кто прав в данной ситуации, можно только через суд. В любом случае нельзя говорить о том, что права "старых" исполнителей охраняются "по-новому", а права производителей фонограмм – нет. Поэтому приобретение прав на фонограмму исполнителя, если только речь не идет о покупке лишь носителя, но не прав на его использование, скорее всего, неправомерно.


       ВАРВАРА Ъ-ТУРОВА


КоммерсантЪ