19.07.2004

Война с пиратами по-китайски



Власти Китая, занимающего наряду с Россией одно из первых мест по производству разнообразных подделок, решили бороться с этой бедой. Для начала они собираются закрыть самый большой в стране и второй по величине в мире блошиный рынок. У нас же дальше принятия законов дело не движется.

Власти Пекина собираются ликвидировать один из самых больших блошиных рынков в мире. Рынок Паньцзяюань, расположившийся в центре китайской столицы, по размерам уступает лишь французскому Сен-Уан, а по количеству поддельных товаров, в том числе антиквариата, фарфора и предметов искусства, по полному праву занимает почетное первое место.

«Местные власти собираются ликвидировать рынок, заявляя, что он несет угрозу противопожарной безопасности и безопасности уличного движения. Но со стороны обычных горожан такие намерения вызывают лишь критику», – сообщает информационное агентство «Синьхуа». Рынок является местной достопримечательностью, ежедневно его посещают несколько тысяч туристов. По сути, для многих китайцев прибыль от продаж самодельного антиквариата – единственный источник дохода.

Раньше на территории рынка была усадьба зажиточных горожан по фамилии Пань, откуда и происходит название. Со временем городские власти переселили в этот район антикваров, старьевщиков, уличных художников и резчиков по камню. Поэтому сегодня здесь – одно из самых подходящих мест в мире, где можно обзавестись поддельными антиками, изделиями художественных промыслов и контрафактной продукцией разного рода.

Примечательно, что мотив для ликвидации рынка – забота о здоровье горожан, а не борьба с поддельной продукцией. По-видимому, китайские власти мало волнует тот факт, что на рынке за копейки продаются паленые изделия известных торговых марок. Например, председатель Еврокомиссии Романо Проди в ходе визита в Пекин в прошлом году прикупил себе на Паньцзяюань часы Rolex за $20. По китайским меркам, втридорога: традиционно псевдо-Rolex на этом рынке стоит меньше $10. Впрочем, Проди носил их недолго: не успел он вернуться из КНР, как журналисты уличили его в «содеянном», и председателю Еврокомисии пришлось распрощаться с подделкой.

Обычный потребитель пользуется поддельными товарами не намного дольше. Срок годности такой продукции весьма ограничен. Впрочем, русские граждане знакомы с этим не понаслышке. В 1999 году объем подделок на российском рынке составлял более 60%, и лишь в последние пять лет эта тенденция начала меняться в лучшую сторону.

Как заявил «Газете.Ru» координатор комитета по защите интеллектуальной собственности компании «РусБренд» Алексей Поповичев, в основе позитивной динамики лежит деятельность самих товаропроизводителей. По его словам, тот факт, что объем подделок снизился за пять лет почти вчетверо, объясняется «работой самих компаний, активизацией соответствующих государственных органов, а также повышением их квалификации и усилением контроля со стороны государства».

Говоря о том, что могли бы сделать власти, он отметил: «Для коренного перелома в первую очередь необходимо дальнейшее движение в законодательном аспекте». По мнению представителя «РусБренда», от совершенства нормативная база еще очень далека, но наметки по части её оптимизации уже имеются. Так, недавно была принята новая редакция закона «О товарном знаке», в которой более четко описаны юридические нормы. Как заявили «Газете.Ru» в пресс-службе Государственного таможенного комитета, Россия в результате сбыта поддельных товаров теряет ежегодно $600 млн.

Первыми по объему выявленных подделок в «черном списке» значатся сигареты, продукты питания, одежда, косметика и минеральная вода. Наиболее часто подделываемые марки – Gillette, Nescafe, Adidas, Nike.

«Буквально на днях нашими органами было изъято 21 тыс. контрафактных компакт-дисков и 7 тыс. видеокассет. А в целом обороты пиратской продукции составляют 340 млн штук в год», – сообщил «Газете.Ru» сотрудник Государственного таможенного комитета Алексей Савенков.

Главная проблема – это, по словам А. Поповичева из «РусБренда», по-прежнему блошиные рынки, на которых сбывается подавляющее большинство поддельных товаров.

Газета.RU