Классовый бенц на «мерседесе»Канцлер Германии Герхард Шредер посоветовал немецким профсоюзам и работодателям не доводить переговоры о рабочем времени до идеологического конфликта. Так канцлер реагировал на забастовку и факельные шествия рабочих DaimlerChrysler, не согласных с планами руководства по сокращению затрат на заводах компании. «Тот, кто роет идеологические канавы в этом деле, нервирует народ и, таким образом, вредит экономике, – сказал Герхард Шредер. – Договаривайтесь там у себя внутри компании и как можно меньше говорите об этом». Накануне десятки тысяч рабочих немецко-американской автомобилестроительной компании DaimlerChrysler решили не брать в руки инструменты и объявить день протеста. Вместо инструментов 600 рабочих завода Mercedes в Дюссельдорфе взяли факелы и пошли по улицам города. А утром около 20 000 трудящихся главного предприятия DaimlerChrysler в Зиндельфингене, возле Штутгарта, присоединились к забастовке и на два часа остановили работу. Проведенный здесь митинг не оставил сомнений, что все очень и очень серьезно: на транспарантах было написано: «Это – война!», а из динамиков доносилась композиция AC/DC «Дорога в ад». Затем стачки были проведены на автозаводах по всей стране, причем особенно массовые – в Берлине, Бремене и Гамбурге. Всего в Германии на DaimlerChrysler работают около 160 000 человек, и не менее половины из них участвуют в акциях протеста. В истории DaimlerChrysler это самая массовая забастовка. Так рабочие откликнулись на призыв крупнейшего промышленного профсоюза Германии IG Metall совместно протестовать против мер по сокращению затрат в одной из самых больших корпораций страны. Мер, которые профсоюз считает совершенно недопустимыми. Руководству Daimler надо сократить расходы на персонал ни много ни мало на полмиллиарда евро. Что оно и заявило профсоюзам. Те, конечно, сказали, что это грабеж, подумали – и дали понять, что готовы на компромисс: выплаты рабочим, по их расчетам, можно урезать в общей сложности миллионов на 180, но не больше. Тогда DaimlerChrysler пригрозил переместить производство нового седана Mercedes C-класса из Зиндельфингена в Южную Африку. С точки зрения бизнеса, все логично и закономерно: глобализация. Но этот ход закончится ликвидацией 6000 рабочих мест в Германии. IG Metall по-рабочему просто расценил эту угрозу как «грубый шантаж» и поклялся бороться с планами компании, чего бы это ни стоило. Тогда DaimlerChrysler стал грозить тем, что переместит еще ряд рабочих мест из Зиндельфингена – не в Африку, а всего лишь в Бремен, где издержки производства все же ниже, чем на юге Германии. А еще – пересмотрит условия контрактов, убрав из них дополнительную плату за вечерние и ночные смены. А еще уберет пятиминутные перерывы на каждый час работы, таким образом технично увеличив количество рабочего времени без его оплаты с 35 до 40 часов в неделю. «Очень меня удручают такие предложения», – сказал глава зиндельфингенского рабочего совета Эрих Клемм и поклялся, что все фабрики по производству «мерседесов» будут держатся вместе и покажут, что такое солидарность! Глава бундестага Вольфганг Тирзе, узнав обо всем этом, обрушил на менеджмент DaimlerChrysler резкую критику за создание в стране «климата страха». Он сказал: «Как это омерзительно – оказывать с помощью ультиматумов давление на рабочих!» Нынешний трудовой конфликт в DaimlerChrysler высвечивает проблемы компании, у которой одна нога в Европе, а другая – в Америке. Половина концерна позуется европейскими методами работы, а половина – американскими. И судя по всему, при накаляющейся глобальной конкуренции у немцев нет иного выбора, кроме как принять на вооружение американские порядки. В той половине концерна, которая Chrysler, то есть за океаном, сокращение производства идет полным ходом и уже давно: за последнее время закрыто немало заводов, более 26 000 рабочих лишились своих мест. Но сколь ни болезненны эти меры, они, как выяснилось, приносят должные плоды – после долгого спада Chrysler начал вставать на ноги: его новый 300-й седан продается отлично. Что поражает, так это контраст между свободой действий у американской половины компании и скованностью той половины, что в Германии. Американские профсоюзы, конечно, играют существенную роль в автопроме США, но их влияние бледнеет на фоне их немецких коллег, которые помогли немецким рабочим стать чуть ли не самыми высокооплачиваемыми в мире – если считать все компенсации. Пока прибыль от «мерседесов» росла, DaimlerChrysler казался доволен своими взаимоотношениями с немецкими рабочими. Сейчас дела не так хороши, и американо-немецкий гигант решительно склоняется к американской трудовой модели. «Мерседес» – символ автомобильного лидерства Германии. Как будто по иронии судьбы, чтобы сохранить за собой этот статус, компании придется стать более американской. Газета.RU |