Каковы уроки банковского кризиса?Председатель ЦБ Сергей Игнатьев объявил, что банковский кризис доверия преодолен. Какие выводы из него сделали банкиры? (Опрос подготовил Антон Осипов.) Главный вывод необходимо полностью полагаться только на свой собственный финансовый ресурс, если только не работаешь в финансовой структуре, близкой к ЦБ или правительству (например, в Гута-банке). Банковская система России абсолютно несовершенна, а изменение ее фундаментальных показателей непредсказуемо. Александр Тимофеев, экс-зампред правления банка Кредиттраст В очередной раз стало понятно, что неэкономические риски в России высоки. От них никак не застрахуешься. В кризисной ситуации важна четкая позиция акционеров в отношении банка, понимание ими, что они вместе с руководством банка несут ответственность за судьбу кредитной организации и должны приходить на помощь. Если делаешь ставку на работу с населением, риски уменьшает диверсификация по регионам. У нас 29 филиалов. В регионах вкладчики вели себя куда спокойнее, чем в обеих столицах. Там не только не произошло оттока, но даже динамика прироста клиентской базы особенно не изменилась. Геннадий Мещеряков, президент Связь-банка Нужно надеяться только на себя и не расслабляться. Когда возникают сложности, ни одна организация, имеющая на вас какой-то зуб, не упустит случая укусить. Должна быть хорошая подушка ликвидности, кредиты, которые можно быстро продать. Выяснилось, каким СМИ можно верить, а кто из них гоняется за сенсациями и не отвечает за свои слова. Наконец, нельзя рассматривать клиента как робота, который в случае нестабильности пришел и тупо снял деньги. Многие клиенты отказались от идеи забрать вклад, если управляющий проявил к ним внимание: пригласил в офис, честно объяснил ситуацию, раскрыл все карты. Для этого центральный офис постоянно снабжал филиалы всеми цифрами и документами. Александр Гафин, вице-президент Альфа-банка Новых для себя уроков мы не получили, скорее было закрепление пройденного. Мы убедились, что наша жесткая и консервативная кредитная политика на межбанковском рынке оправданна. Подтвердилось, что любой банк, достойно общающийся с клиентами во время даже такого локального кризиса, получает дополнительные дивиденды в работе с новыми клиентами. Если клиент хочет вывести ресурсы, возводить на его пути технические запретные меры рыть себе яму. Наплыв вкладчиков был, но, когда все получили свои деньги вовремя, он быстро закончился. Сейчас можно говорить о перспективах существенного прироста клиентской базы. Алексей Панферов, зампред правления МДМ-банка Ведомости |