22.07.2004

"Москва из космоса выглядит не хуже Парижа"



Во вторник Московское правительство приняло программу развития наружного освещения города на 2005-2007 годы. Как оказалось, самый яркий город страны освещен далеко не идеально - десятая часть территории столицы каждую ночь погружается в кромешную темноту. Все мировые мегаполисы из космоса по ночам выглядят как огромные светящиеся спруты. Самые яркие города - Лас-Вегас, Нью-Йорк, Лондон, Париж, Токио и Мехико. Вид из космоса на Москву, по словам космонавтов и ученых, ничем не уступает крупнейшим мировым центрам. Правда, вокруг столицы России - темнота.

Совсем недавно итальянские астрономы Пьерантонио Чинзано и Фабио Фальки выпустили первый в мире атлас освещенности ночного неба. Как выяснилось, 98% жителей Европы даже в ясные ночи не могут видеть звезд над головой, городские огни ослепляют телескопы, установленные в горах Чили и на Канарских островах, несмотря на то, что до ближайшего мегаполиса сотни километров. А карта ночного неба над Европой, Японией, США и южной частью Канады напоминает огромное светлое пятно, выделяющееся на фоне "темных" континентов. На карте ночного неба России отчетливо видны все крупные города, вокруг - темнота.

- Москва ничуть не уступает Парижу и другим мегаполисам, - рассказал "Известиям" гендиректор акционерного общества "ВНИСИ", занимающегося проблемами городского освещения, Владимир Пятигорский. - А вот карта ночного неба у нас совсем другая: на черных просторах светлыми пятнами выделяются все крупнейшие города страны. Ночная Москва с небес выглядит как большой спрут, раскинувший в разные стороны щупальца освещенных магистралей, которые, правда, скоро теряются из вида в бесконечных просторах. В Европе и США сверху видны все магистрали, которые как кровеносные артерии соединяют между собой все важные города.

- Ночная Москва не хуже того же Лас-Вегаса, который считается самым освещенным городом в мире, - рассказал "Известиям" космонавт Геннадий Стрекалов. - Из иллюминатора неплохо видны Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород и вся цепь приволжских городов. Самое потрясающее и ужасное "пятно", которое мне доводилось видеть из космоса, - это территория лесного пожара в Амазонии. Там горели джунгли на территории, сравнимой по площади с Бельгией.

Несмотря на то, что с высоты птичьего полета Москва не уступает Парижу, наша столица освещена в 2-2,5 раза хуже, чем большинство западных городов.

- Во многом это обусловлено экономическими причинами: мы не можем тратить столько же денег на освещение, - продолжает Владимир Пятигорский. - Другая причина - это то, что мы руководствуемся еще советскими нормами освещения, которые предписывают добиваться яркости света на основных автомагистралях в 1,6 канделы на квадратный метр. Эти устаревшие нормативы были разработаны, исходя из интенсивности автомобильного движения и средней скорости автомобиля 60 километров в час. Но интенсивность и средняя скорость движения автомашин у нас давно сравнялись с европейским и американским, и нормативы яркости освещения требуют пересмотра.

В Европе научились экономить электроэнергию. В Вене прекрасно освещены все основные улицы, зато уже в двух шагах от центра свет городских фонарей более тусклый.

- Для нас такое решение проблемы вряд ли подойдет, - считает Владимир Пятигорский. - Темные улицы, как известно, у нас самые криминальные.

Впрочем, в Европе проблему освещенности городов частично переложили на частных собственников. Владельцы жилых домов отвечают перед полицией за вечернее состояние освещенности фасада своего строения.

Однако экологи убеждены, что искусственный свет - это не только благо цивилизации, но и причина сравнительно новой экологической проблемы - "светового загрязнения" окружающей среды. Давно известно, что деревья, растущие вблизи ярких фонарей, живут меньше, чаще болеют и вырабатывают меньше кислорода.

Впрочем, знаменитые светские вечеринки и балы прошлых веков проходили при освещении, которое очень удивило бы современного человека. Совсем недавно ученые Российской академии наук попытались узнать, как освещались дворцовые залы во времена Александра Пушкина, исходя из объемов залов и характеристик "осветительных приборов" того времени. Результаты были сенсационными - несмотря на огромное количество свечей, тусклым светом в лучшем случае было освещено лишь четверть зала, где танцевали пары. А знаменитые светские сплетники рассказывали свои новости буквально в самых темных уголках.

Известия