23.07.2004

Шнур добрался до мобильников. Теперь он сам продает свои хиты



Сергей Рыбак
Елена Виноградова

Самые популярные мелодии для мобильных телефонов — хиты лидера группы “Ленинград” Сергея Шнурова — стали предметом судебной тяжбы. Шнуров отсудил у студии “Гала-рекордз” 100 000 руб. за продажу его мелодий владельцам мобильных телефонов. Теперь он сам продает свои хиты для мобильников, а “Гала” собирается обжаловать судебное решение.


Студия “Гала-рекордз” с 1988 г. представляет в России интересы международной звукозаписывающей компании Emi. Работает с исполнителями разных жанров, в том числе с группами “Ленинград”, “Вопли Вiдоплясова”, “Стрелки”, “Колибри” и “Самоцветы”. По данным J’son & Partners, объем продаж картинок и мелодий для мобильных телефонов (ринг-тонов) в прошлом году составил $62 млн, в этом вырастет до $120–140 млн, в 2005 г. превысит $200 млн. Правда, в компании SPN-Digital считают, что в прошлом году российские пользователи мобильной связи заплатили за мелодии “всего” около $10 млн.

Басманный суд г. Москвы на этой неделе удовлетворил иск Сергея Шнурова к звукозаписывающей студии “Гала-рекордз”. Как сообщил “Ведомостям” адвокат Шнурова Вадим Усков, певец требовал признать незаконным продажу студией ряда его песен в качестве мелодий для мобильных телефонов. Правда, суд сильно урезал размер компенсации — Шнурову “присудили” 100 000 руб., вместо 1,2 млн руб., в которые он оценил нанесенный ущерб.

У “Гала-рекордз” с 1999 г. есть права на воспроизведение и распространение ряда песен Шнурова. “Мы доказали, что ринг-тон является переработкой мелодии, на что прав у "Гала-рекордз" согласно договору не было”, — объясняет Усков.

Решение Басманного суда “Гала-рекордз” будет обжаловать, говорит юрист компании Алексей Мусатов. Его коллега Юлия Корнилова объясняет, что в 1999 г. в России продажа популярных мелодий на мобильные телефоны не была распространена и при составлении договора юристы просто не учли возможности прогресса в этой области. Корнилова также считает, что решение можно считать частичной победой “Галы”, так как суд обязал компанию выплатить в 12 раз меньше той суммы, которую требовал Шнуров.

Павел Бондзинский, генеральный директор контент-провайдера SPN-Digital (брэнд Revcom), полагает, что за решением суда по “делу Шнура” могут последовать подобные иски и от других музыкантов. Однако юрист компании Universal Леонид Агронов уверен, что судебный прецедент не окажет влияния на работу крупных звукозаписывающих компаний в России: сейчас в контрактах с музыкантами специально оговариваются права на переработку мелодий, что позволяет использовать их и для ринг-тонов.

А лидер группы “Ленинград” теперь сам продает свои мелодии для мобильных телефонов. У него заключены договоры со всеми крупными компаниями, продающими ринг-тоны, рассказывает Усков. Например, Павел Колесников, председатель совета директоров компании “Инфон” (крупный контент-провайдер), подтверждает, что у него есть контракт со Шнуровым на 2003-2004 гг. Хотя финансовые показатели этих соглашений и не раскрываются, судя по всему, ринг-тоны приносят музыканту неплохой доход. Большинство правообладателей получают 10% от стоимости ринг-тона (составляющей в среднем $1 с налогами), в некоторых случаях сумма выплат доходит до 15%, рассказывает Бондзинский из SPN-Digital. А Колесников отмечает, что в продажах его компании за последние полгода Шнур — явный лидер. “Думаю, что у других компаний такая же ситуация”, — считает он.

У Шнурова помимо продажи ринг-тонов есть и другие претензии к “Гала-рекордз”. Как рассказывает Усков, аудиторская проверка выявила, что звукозаписывающая компания не доплатила музыканту $75 000. Шнуров, не получив эту сумму, в конце 2003 г. обратился в Басманный суд столицы с требованием расторгнуть договор с “Гала-рекордз” и взыскать деньги. Но студия подала в тот же суд встречный иск, требуя взыскать с автора 1,2 млн руб. за то, что он передавал права на свои произведения другим звукозаписывающим компаниям. “Гала” также подала иски против этих компаний в московский арбитражный суд.

По словам юриста “Гала-рекордз” Алексея Мусатова, справедливость претензий звукозаписывающего лейбла к Шнурову подтверждает то, что несколько исков арбитраж удовлетворил. Однако Усков утверждает, что “третьи лица” тиражировали произведения Шнура без его разрешения.



Ведомости