27.07.2004

Иномарки могут подешеветь



Минэкономразвития собирается реанимировать таможенные льготы иностранным компаниям, выпускающим автомобили в России. Правительство окончательно отказалось от идеи повышения импортных пошлин на иномарки до 35%. Чтобы привлечь инвестиции в российский автопром, в МЭРТ решили вспомнить рецепты шестилетней давности - таможенный режим "свободного склада" и льготы иностранным автопроизводителям.

"Переговоры по пошлинам на иномарки мы ведем только в рамках диалога о присоединении России к ВТО", - заявил в пятницу Алексей Каульбарс, директор департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела МЭРТ. А логика этих переговоров не предполагает дальнейшего повышения импортных пошлин на ввоз автомобилей. Таким образом МЭРТ положил конец всяким разговорам о повышении ставок таможенных пошлин на автомобильный импорт. "С точки зрения потребителя решение МЭРТ можно только приветствовать, - говорит Владимир Скопцов, старший консультант консалтинговой компании BKG. - Одним из последствий его будет насыщение автомобильного рынка, который сегодня очень перегрет. Не на пользу это решение только отечественному автопрому".

Отказавшись от планов повышения импортных пошлин на автомобили, других стимулов вкладывать в автомобильное производство в России правительство не предложило. "Новых механизмов привлечения инвесторов в отечественное автомобильное производство пока не найдено. Если бы они были, мы бы о них рассказали", - сообщили корреспонденту "Известий" в Минэкономразвития. Новых не нашли - решили вспомнить старые.

Сейчас в МЭРТ рассматривается вопрос о реанимации указа президента № 135 и постановления правительства № 413 от 1998 года, согласно которым для российских автомобильных проектов действовал бы механизм "свободного склада". Данный режим позволяет беспошлинно ввозить необходимые для производства автомобилей оборудование и комплектующие. Помимо этого предполагается ввести некоторые другие льготы для иностранных производителей. "Увеличение господдержки - это реальный путь повышения инвестиционной привлекательности отрасли, - говорит Владимир Скопцов, - но для этого должна быть разработана и последовательно выполняться соответствующая государственная программа". Нынешние же тарифные метания правительства в сфере автопрома последовательной стратегией назвать нельзя.

Тем временем российские автопроизводители уже смирились с тем, что мощная поддержка государства может закончиться. "Никакой проблемы в том, что правительство не будет повышать пошлины на иномарки, для нас нет, - заявил "Известиям" Вадим Швецов, генеральный директор ОАО "Северсталь-Авто". - Главное, чтобы оно в принципе понимало необходимость создания условий для привлечения инвестиций в российский автопром. А для этого помимо пошлин существует масса других инструментов".

Среди них эксперты называют и режим "свободного склада", и предоставление государством инвестиционного налогового кредита на срок окупаемости проекта. Еще более доступным и менее "забюрократизированным" вариантом могло бы стать обнуление пошлин на ввоз импортных автомобильных компонентов, предназначенных исключительно для промышленной сборки. "Ведь очевидно, что все новые проекты по производству автомобилей будут основаны на импортных комплектующих, - говорит Вадим Швецов. - Но в любом случае необходимо принимать какие-то решения в ближайшее время - иначе Россия останется страной, привлекательной только для прямого импорта автомобилей, но не для инвестиций".

Известия