27.07.2004

Трава на экспорт. Бийский "Эвалар" увеличивает производство фитопрепаратов



Елена Богданова

Один из крупнейших российских производителей фитопрепаратов — бийский “Эвалар” увеличивает мощности производства в два раза. При этом компания не намерена наращивать свое присутствие на внутреннем рынке, а собирается захватить 25-30% рынка стран СНГ и Прибалтики.


По данным центра маркетинговых исследований “Фармэксперт”, “Эвалар” (Бийск, Алтайский край) – один из крупнейших российских производителей фитопрепаратов. Объем продаж в России в 2003 г. достиг $15 млн. Общий объем продаж, по данным “Фармэксперта”, – $16,5 млн, по данным “Эвалара” – $24 млн. На экспорт поставляется около 10% продукции, в основном в Казахстан, Белоруссию и страны Балтии, в малых объемах – в Чехию, Германию и Израиль. Лидером продаж “Эвалара” является препарат “Черника-форте”, объем розничных продаж в 2003 г. – $3,8 млн. Российский рынок фитопрепаратов оценивается в $220 млн в год (в ценах дистрибьюторов). Лидер на российском рынке фитопрепаратов – корпорация “Лек” (Словения), 7%. “Эвалар” занимает 5–6%.

Как сообщила “Ведомостям” председатель совета директоров “Эвалара” Лариса Прокопьева, в ноябре-декабре будет введено в эксплуатацию новое производство твердых лекарственных форм, оснащенное современным оборудованием Bosh и Uhlmann. Новый комплекс позволит уже в 2005 г. увеличить выпуск таблеток с 1 млрд до 2 млрд шт. Объем продаж “Эвалара” также должен вырасти в два раза.

По словам Прокопьевой, компания инвестировала в модернизацию $10 млн собственных средств и надеется в ближайшее время получить сертификат международного стандарта качества GMP (c 2005 г. все российские фармпредприятия должны соответствовать этому стандарту). За счет этого производитель рассчитывает значительно расширить рынки сбыта. Например, в Латвии уже сейчас нельзя реализовывать фармацевтические товары без GMP, говорит Прокопьева.

Она заявила, что компания в ближайшие три года планирует занять 25-30% рынка фитопрепаратов ближнего зарубежья, сохранив 5-6%-ную долю в Россию. Сейчас экспортируется лишь 10% продукции, и доля компании на рынке СНГ и Балтики очень незначительна. Рынок СНГ — более свободный и поэтому компания делает ставку на него, сказала Прокопьева.

Эксперты говорят, что фармрынок ближнего зарубежья интересен, но у “Эвалара” на нем могут возникнуть трудности. По мнению ведущего аналитика “Фармэксперта” Давида Мелик-Гусейнова, сейчас лекарственный рынок стран СНГ плохо сформирован и растет быстрыми темпами: рынок Казахстана — на 18% в год, Узбекистана — на 17%, Украины — на 15%, в то время как российский рынок — только на 12% в год.

Однако “Эвалару” там будет сложно достичь 30%-ного рубежа, так как его продукция не относится к дешевому сегменту, а у населения большинства стран СНГ невысокая покупательская способность, полагает Вячеслав Малинка, управляющий “Красногорсклексредствами”.

А рынки прибалтийских стран, по мнению управляющего, слишком закрыты для российских компаний. “Мотивы экономического национализма диктуют много бюрократических процедур, в том числе и при регистрации лекарств на территории государств”, — говорит он. В Средней Азии другая проблема сбыта фитопрепаратов, сказал Малинка, — низкая культура профилактики заболеваний.

“Красногорсклексредства” в этом году потратили на модернизацию производства $2 млн, что позволит в 2005 г. увеличить продажи на 20%. Но экспорт наращивать компания не собирается.

Исполнительный директор ассоциации “Росмедпром” Юрий Голеняев также скептически оценивает планы “Эвалара” по экспансии в страны зарубежья. “30% — нереальный рубеж, — заявил он. — Для его достижения необходимо инвестировать в производство не менее $100 млн”.

В московском представительстве “Лека” комментировать планы “Эвалара” отказались, сообщив, что “Лек” не планирует увеличивать продажи в СНГ.



Ведомости