28.07.2004

Делать детей и мультфильмы



В новой телевизионной диете очень не хватает мультфильмов. А ведь вполне естественно было бы телевизионным профессионалам заняться развитием этой отрасли именно сейчас. Давно было пора, а теперь уж точно самое время. К примеру, новый генеральный директор НТВ Владимир Кулистиков говорил в своем интервью газете “Коммерсант”, что аудиторию канала необходимо омолодить. “Аудитория НТВ стареет, становится консервативнее”, — сокрушается гендиректор. Хрюн и Степан, наверное, виноваты. Но свежие интересные мультсериалы — отличное средство омолодить аудиторию. Причем гораздо радикальнее, чем предлагает гендиректор, — он мечтает об аудитории в возрасте между 25 и 55 годами. А ведь мультвещание позволит сдвинуть нижнюю планку практически до цифры 1, что резко повысит количество заведомо благодарных зрителей.

Усиление анимационной составляющей не противоречит и другой идее, высказанной Кулистиковым, — о том, что на его канале сложилась картина, обратная той, которая имеет место в обществе: “Преобладающими стали голоса и оценки тех, кто потерпел неудачу в политике и бизнесе и склонен в этой неудаче винить кого угодно — президента, Россию и ее “отсталый народ”. В мультфильмах можно формировать такую картину, какую нужно. Особенно если хорошо знаешь, какая именно картина сложилась в обществе. С точки зрения конструирования реальности анимационные технологии — мощнейшее средство. Посильнее, чем эффекты в “Ночном дозоре”. Вместо уволенных Хрюна и Степана можно делать вполне жизнеутверждающие сериалы, придумывать прекрасных, ни на кого не обиженных героев и легко обходиться без “пикейных жилетов”, которые, по мнению гендиректора НТВ, всем так надоели в программе “Свобода слова”.

У российской анимации богатейшие традиции, множество идей — как содержательных, так и технических. Многие — причем именно телевизионные — заграничные продюсеры считают российскую школу одной из лучших в мире и часто подбрасывают нашим художникам работу. Впору российскому государству вступиться. Собственно, оно и поддерживает наши студии, за что ему спасибо, но поддерживает только по кинематографической линии. Поэтому мы видим хорошие мультфильмы в основном на фестивалях.

Между тем, судя по мировому опыту, анимация как раз развивается благодаря телевидению. Специалисты говорят, что проблема в коммерческой стороне дела. Минимум, ниже которого производство становится нерентабельным, — это $7000-9000 за минуту мультипликации, что значительно дороже минуты обычного телесериала. Но проблема вполне решаемая. Развитая развлекательная телевизионная индустрия вполне может потянуть производство мультфильмов и даже зарабатывать на них. Созданием такой индустрии озаботились сейчас российские телевизионные профессионалы, вдруг осознав, что информационное вещание — не наш путь. Информация — неприятная вещь, она отпугивает аудиторию, создает не ту картину, вызывает какие-то “пикейные” дискуссии. Чтобы сделать телевизионную анимацию выгодной, нужно всего лишь продавцам рекламы работать активнее в отраслях, связанных с детскими товарами. Ну и с рождаемостью правительству надо что-то делать, потому что именно она и создает аудиторию. Аудитория пока убывает. По прогнозу Всемирного банка, если нынешние тенденции сохранятся, то к 2050 г. население России сократится в 1,5 раза.

Ведомости