Московские чиновники оставят прессу в метроЕсли издатели заплатят за реформу системы распространения Как стало известно Ъ, на состоявшемся на днях закрытом совещании мэр Москвы Юрий Лужков фактически согласился с необходимостью прекращения розничной торговли в метро. Исключение мэр готов сделать только для торговли прессой - при условии, что система продаж будет реформирована. Издатели приняли это условие и готовы выделить средства на установку значительного числа современных газетных киосков, формальным владельцем которых будет принадлежащая правительству Москвы компания «Московский союз печати» (МСП). Если эти планы будут воплощены в жизнь, МСП окажется владельцем крупнейшей в Москве сети розничных продаж периодики. В апреле созданная по инициативе МВД межведомственная антитеррористическая комиссия пришла к выводу, что объекты торговли необходимо вывести за пределы помещений метро в связи с угрозой закладки в них взрывных устройств. 23 апреля было подписано решение обязать Московский метрополитен «до 1 июня 2004 года запретить торговлю в метрополитене, размещение игровых автоматов и объектов общественного питания». До конца мая департаменты потребительского рынка и транспорта и связи должны были на основе этого документа подготовить текст постановления правительства. Постановление не появилось до сих пор. Одно из основных условий, при которых торговля прессой в метро и около него может все-таки сохраниться,- масштабное реформирование системы продаж. По сведениям Ъ, до конца недели столичный комитет по телекоммуникациям и СМИ намерен представить московскому правительству соответствующую программу действий. «Ручников» и лоточников из метро, очевидно, уберут, часть их мест займут современные киоски и торговые автоматы. В Гильдии издателей периодической печати (ГИПП) и в комитете по СМИ намерены также разработать компенсационную программу: получить разрешения на установку новых киосков в городе вместо потерянных точек в метро. Средства на проведение реформы распространения в метро (а в дальнейшем и во всем городе) готовы предоставить сами издатели. По их словам, на рассмотрение правительства Москвы, вероятнее всего, будет предложена следующая схема: около 20 крупнейших столичных издателей выделят средства для покупки и установки 500-2000 современных киосков (в Москве стоимость одного киоска с установкой составляет около $10 тыс.). А консолидированы эти средства будут в принадлежащей правительству Москвы компании «Московский союз печати», которая расплатится с издателями частью своих акций. Учредителями «Московского союза печати» являются полиграфический комплекс «Пушкинская площадь» и правительство Москвы, которому принадлежит контрольный пакет МСП. С ноября 2003 года МСП оказывает экспедиционные и логистические услуги: сортирует, складирует, доставляет тиражи газет и журналов, забирает и обрабатывает непроданные остатки и т. д. В настоящее время компания, по собственной оценке, обслуживает около 800 киосков. Таким образом, МСП окажется владельцем одной из крупнейших в Москве сетей розничных продаж периодики. Для сравнения: сейчас основные игроки рынка («ДМ-Пресс», «Логос») управляют сетями не более чем в 500-600 точек. Всего в городе, по разным оценкам, 5-6 тыс. точек реализации периодики с общим объемом продаж около $350-400 млн. в год. Такая перспектива вызывает серьезное беспокойство уже работающих на столичном рынке распространительских компаний. «Мы уже обращались к издателям с замечанием, что подобные преференции для одной из компаний могут серьезно дестабилизировать ситуацию на этом рынке»,- говорит глава Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин. В неофициальных беседах сотрудники столичных распространительских сетей прогнозируют, что московские власти, решая вопрос о разрешениях на торговлю прессой, будут отдавать предпочтение «своей» сети, а издатели, участвующие в капитале МСП, будут наиболее лояльны этой компании. В самом МСП говорят, что конкурировать с распространителями не намерены. «Если правительство одобрит такую программу действий, владеть новыми киосками мы будем формально, для удобства издателей, которые и будут определять правила работы этой сети. Новые или модернизированные киоски мы по поручению издателей будем отдавать в аренду уже работающим на рынке компаниям»,- заявил Ъ коммерческий директор МСП Александр Костюченко. С ним согласен и президент ГИПП Леонид Макарон: «Никто не собирается создавать новую распространительскую структуру, наоборот, мы намерены искать партнеров, готовых к принятию новых цивилизованных правил игры, среди уже работающих компаний». .. Коммерсантъ ГИПП |