Рейтинг самых длинных очередей за новыми иномаркамиАвтодилеры подвели итоги продаж за первое полугодие ![]() САМЫЕ ПРОДАВАЕМЫЕ МАРКИ И МОДЕЛИ Более чем в два раза, по сравнению с прошлогодним периодом, выросла реализация у Nissan, Hyundai, Toyota, Ford. Причем первые две компании за шесть месяцев продали машин больше, чем за весь прошлый год. Помогли новые модели, мгновенно ставшие бестселлерами: Getz и Elantra у Hyundai, Almera и Primera у Nissan. Машины имеют высокую базовую комплектацию, уровни комфорта и безопасности при низкой для их класса цене. Однако львиную долю успеха Hyundai приносит новая Accent (46% продаж от всех моделей), которую собирают на российской территории - в Таганроге. С апреля там же начали собирать и модель Sonata, тоже уходящую влет. В итоге Hyundai уже лидирует среди иномарок, а по итогам полугодия поднялась с пятого места на второе. Однако самой продаваемой маркой остается Toyota, а среди моделей лучше всего раскупается другая иномарка российской сборки - Ford Focus. Доля рынка, занимаемая этой маркой среди иностранных автомобильных компаний, выросла в России до 11%. Борьба за лидерство к концу года обострится еще более. Ford во Всеволожске ввел третью, ночную смену. Почти 27% машин покупается в кредит за 4.9%. Ответ Toyota - новейшая модель Corolla (в продаже с июля) - одна из самых популярных машин в мире за последние сорок лет. В запасе у Nissan - cедан Maxima, минивэн Quest и купе/кабриолет 350Z, одни из самых популярных машин в США. Ловкую замену некогда популярной модели Carisma на более современную и качественную Lancer провела Mitsubishi, сохранив четвертое место. С сентября компания начнет продажи другой давно ожидаемой в России машины городского класса - Colt, на нее уже пишутся в очередь. Десятку самых покупаемых иномарок, за исключением Ford Focus, по итогам полугодия, составляют машины из Азии. Однако из европейских быстрее всего растет в популярности Opel, у которого наибольшим спросом пользуется модель Vectra, а осенью добавится новая Astra (от $16 490). По данным Европейской ассоциации автопроизводителей (АСЕА), Astra в Европе уже стала бестселлером: вместо планируемых 160 000 завод обещает продать 230 000 машин, больше не позволят мощности. Однако в нашей стране Opel Astra будет в большом дефиците. По словам главы представительства GM в России Хайди МакКормак, из-за высоких таможенных барьеров маржа завода в России меньше, чем в Европе, и продавать в таких условиях машину, пользующуюся острым спросом, выгоднее в Старом Свете. ЛИДЕРЫ В КЛАССЕ "ЛЮКС" Еще быстрее растет спрос на машины в классе люксовых моделей. Продажи автомобилей Lexus увеличились более чем в 4 раза. Лидер - внедорожник RX300 (от $60 000). Однако недавно появившаяся официально в России марка Cadillac уже отбирает у Lexus покупателей. За три месяца с начала продаж уже реализовано 70 ее "кроссоверов" - Cadillac SRX (вседорожник со свойствами легкового автомобиля повышенной комфортности), хотя машины продаются по цене от $69 000. Как горячие пирожки расхватывают только вставшие на сборку в Калининграде внедорожники Hummer H2 (от $90 020). За первую неделю продано 16 штук. Вдвое вырос сбыт автомобилей Saab. Представительство GM в России даже выделило все три бренда (Cadillac, Saab и Hummer) в самостоятельное подразделение и собирается сделать на него ставку в наступившем полугодии. Хайди МакКормак считает, что людей, покупающих имидж, а не просто машину по приемлемой цене, в России становится все больше. Лидер в премиум-сегментах рынка - BMW. Компания обновила и расширила модельный ряд внедорожниками Х5 и X3, купе и кабриолетами 6-й серии еще в то время, когда и прежние ее модели пользовались высоким спросом. Новая ценовая политика (снижение цен на ходовые модели на 2%), централизованный импорт, сокращающий время ожидания заказанных автомобилей, и большой выбор готовых машин со склада позволили резко прибавить и Mercedes-Benz. Традиционный лидер продаж у этой марки в России - представительские автомобили S-класса. Однако ставка в компании делается теперь на новое поколение автомобилей С-класса с кузовами седан, универсал и спорт-купе. ПРОСТЫХ И САМЫХ ДОРОГИХ ИНОМАРОК В СВОБОДНОЙ ПРОДАЖЕ НЕ ОЖИДАЕТСЯ Иностранные дилеры поддерживают успех постоянным вводом на российский рынок новых моделей (большинство из которых стартуют одновременно с Европой), не давая покупателю передышки. При этом сами модели (особенно нижнего ценового класса) заметно прибавили во внешнем и внутреннем "оформлении", мощности и вариантах базовой комплектации, уровне безопасности во всех классах. Например, даже небольшой автомобильчик Getz от Hyundai наделен в стандартном исполнении двумя фронтальными и двумя боковыми подушками безопасности, а Nissan Primera пользуется у российских покупателей успехом благодаря креативному внешнему виду (в консервативной Европе модель не так популярна). При этом дилеры постоянно дополняют продажи новыми программами. Самые распространенные - кредитование, предложение цены в евро по курсу доллара, школы вождения и мастерства, и, конечно же, скидки. На некоторые модели, например Opel Vectra или Signum, они достигли летом $2480 и $3500 соответственно. И все же, несмотря на опережающие темпы роста продаж, у большинства компаний в свободной реализации автомобилей "бюджетного" ценового класса и самых дорогих, престижных моделей как не было, так и нет. Очереди на автомобили Hyundai, Kia, Ford и представительские марки растянулись уже на полгода. И если в Европе объемы продаж по классам распределяются более-менее равномерно: наибольшим спросом пользуются самые дешевые автомобили, а затем объемы уменьшаются по мере роста класса машины, то у нас одинаковым спросом пользуются как машины по цене около $10 000, так и за $29 400 и выше (см. таблицу). Российский покупатель предпочитает прежде всего остро модные модели хорошего качества - неважно, какой они будут при этом цены. НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ ФРОНТЕ ПЕРЕМЕНЫ ТОЛЬКО В ЦЕНАХ По данным Статслужбы России, объем производства легковых автомобилей в России в первом полугодии вырос на 16.4%. При этом ВАЗ увеличил производство на 9%, и это уже предел его возможностей. ГАЗ поднял выпуск "Волг" на 32%, используя для этого только треть своих былых мощностей. "Волга" покупается весьма специфической и узкой категорией потребителей, главным образом чиновниками и госпредприятиями. Примерно такое же количество автомобилей (36 058) - в пределах возможностей завода - произвел УАЗ. "Круче" трудится только "Ижмаш-Авто": темп роста с начала года - 163%. Однако продажи отечественных машин лишь на 8 пунктов превысили прошлогодний сбыт. Зато средняя цена российских автомобилей выросла в прошлом году на 20%, а с начала этого года поднялась еще на 10-15%. Средневзвешенная розничная стоимость вазовских "десяток" - самых популярных в стране автомобилей - выросла с начала года на $1000 (по данным Ladaonline). Их средняя цена по России составляет ныне 232.2 тыс. руб. (чуть более $8000). К осени специалисты прогнозируют дальнейшее повышение цен на эти машины. "Шестерки" из Ижевска стоят от $4050, "семерки" тольяттинской сборки с впрысковым мотором и нейтрализатором - $5200. Некогда ультрадефицитные универсалы ВАЗ-2104 (теперь их собирают в Ижевске) продают плохо, хотя и предлагают за $5000-5150 - рынок ими перекормлен. К тому же у них появился конкурент - Иж-21261 "Фабула" ($5100). "Волги" ГАЗ-31105 стоят $7100 за базовый автомобиль с мотором ЗМЗ-406, центральным замком и зеркалами с электроприводом. И самым доступным автомобилем на рынке остается "Ока", хотя их производство сократилось на 29% (выпущено 28 635 штук). Цена машинки серпуховской сборки - $2700 ("Ока" из Набережных Челнов на $150 - $200 дороже за счет качественной окраски), но в свободной продаже найти их крайне сложно. Зато можно заказать непосредственно на заводе через интернет. "Для развития российского автомобилестроения необходимо увеличить пошлины на ввоз иномарок в Россию", - считает президент "Объединения автопроизводителей России" Евгений Левичев. Ввезенный автомобиль приносит больше прибыли, чем изготовленный на нашей территории. Это одна из главных причин, почему в Россию в огромном количестве везут иномарки, а в автомобилестроение не поступают достаточные инвестиции. "Запрет на ввоз подержанных автомобилей и ввод достаточно высоких пошлин на новые автомобили сделали бы более выгодным производство автомобилей внутри страны", - говорит бывший замминистра автомобильной промышленности СССР. Но, по мнению президента автомобильного холдинга Major Михаила Бахтиарова, в ближайшие пять лет продажа российских машин в России будет падать, а сбыт иномарок - увеличиваться.
В скобках - место по итогам 2003 года * - приведены данные по модели Carisma
В скобках - место по итогам 2003 года
* При условии неизменности квот; сроки ожидания у некоторых дилеров могут быть на один-три месяца больше. Финансовые известия |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||