Угроза Лебедева. Владелец НРК намерен выйти из авиапрома, если государство не добавит ему активовИлья Хренников Национальная резервная корпорация (НРК) грозится выйти из авиапрома, если государство не согласится объединить Воронежский и Ульяновский авиазаводы и их головные КБ Ильюшин и Туполев в единую корпорацию гражданского самолетостроения. Чиновники пока не решили, что ответить корпорации.
В начале этого года бывший вице-премьер Борис Алешин предлагал создать в России объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК), которая объединила бы основных производителей гражданских, военно-транспортных и боевых самолетов, а также узлов и компонентов для них. Из-за реформы правительства детальная концепция создания корпорации так и не была разработана. Тем временем НРК предложила альтернативную идею: объединить производителей гражданских самолетов а именно Ильюшин и принадлежащий ему ВАСО с Туполевым и подконтрольным ему Авиастаром. В распоряжении Ведомостей оказался проект указа президента об этом, подготовленный НРК и представленный на рассмотрение Минпромэнерго. В нем предлагается учредить в III квартале 2004 г. авиастроительную корпорацию гражданского самолетостроения, обеспечив в ней на начальном этапе долю государства не менее 51% акций и внести в капитал этой корпорации госпакеты Ильюшина и Туполева. НРК также просит предусмотреть в проекте федерального бюджета на 2005 г. выделение не менее 10 млрд руб. для реализации программ лизинга российской гражданской авиатехники. А председателем совета директоров авиастроительной корпорации предлагается назначить депутата Госдумы и основного владельца НРК Александра Лебедева. Возможная доля НРК в холдинге в письме не называется. А вчера президент НРК Анатолий Данилицкий пригрозил, что если государство не согласится на создание такой корпорации, то его компания полностью выйдет из авиапрома. Такое решение, по его словам, было принято на вчерашнем совете директоров НРК. За последние пять лет мы вложили в авиапром $180 млн. Это и инвестиции в уставный капитал "Ильюшин-финанс", которая смогла наладить эффективную работу и набрать портфель на $1,5 млрд, и поддержка на плаву Воронежского авиазавода, напоминает он. Пока эти инвестиции не принесли нам отдачи. Данилицкий говорит, что если государство и дальше не определит приоритеты в развитии авиапрома, то НРК предпочтет продать активы, но не уточняет возможного покупателя. А зампред правления НРК Леонид Душатин сетует, что в ближайшие пять лет объем заказов в российском авиапроме составит около $2 млрд, т. е. ежегодно отрасль нуждается в $400 млн оборотных средств. Кроме того, необходимо вкладывать огромные средства в разработку новых типов самолетов. Замдиректора Туполева Александр Затучный согласен с тем, что избыточная конкуренция в авиапроме не нужна, но предложения НРК обсуждать отказался, поскольку не видел их. А источник в Туполеве заявил Ведомостям, что НРК просто хочет стать монополистом по получению бюджетных средств на развитие авиапрома. По сути, они говорят дайте нам денег, а мы объединим отрасль и, когда она поднимется, будем на ней зарабатывать, считает он. Между тем правительство пока не определилось, поддержать НРК или нет. По словам замруководителя ЦОС Минпромэнерго Ивана Капитонова, вопросы развития авиационной промышленности будут обсуждаться в правительстве в эту пятницу на совещании у премьера, на которое приглашен директор департамента ОПК Минпромэнерго Юрий Коптев и Александр Лебедев. А чиновник правительства говорит, что если Лебедев решит продать свои авиаактивы, то правительство рассмотрит и этот вопрос, но пока какой-либо позиции по этой проблеме у чиновников еще нет. В авиапроме могут выжить только крупные корпорации, отмечает эксперт "Атона" Александр Агибалов. И хотя НРК преследует прежде всего собственные интересы, правительству стоит подумать. Ведомости |
|||