![]() АКАР и ГИПП оценили объем рекламного рынка России за I полугодие 2004 года28 июля 2004 года в Доме журналистов состоялось очередное заседание Экспертного совета Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР) по оценке объема рекламного рынка России за 1 полугодие 2004 года, в котором приняли участие эксперты: · Абов Евгений Владимирович, Вице-Президент ГИПП, Зам.генерального ЗАО ИД "Проф-Медиа" · Евстафьев Владимир Александрович, профессор, Президент АКАР; · Тагиев Руслан Русланович, генеральный директор TNS Gallup AdFact; · Шкулев Виктор Михайлович, Вице-Президент ГИПП, Председатель Совета директоров ИД "Hachette Filipacchi Shkulev"
По оценке экспертов АКАР, объем российского рекламного медиа рынка в первом полугодии 2004 года составил 1510 – 1560 миллионов долларов США и вырос по отношению к соответствующему периоду 2003 года на 31%. Эксперты констатировали, что рекламный рынок по-прежнему демонстрирует высокие темпы роста. Объем рекламного медиа рынка России в первом полугодии 2004 года.
* - включая специализированные рекламные издания Со второго квартала 2004 года в состав Экспертного совета АКАР были включены представители Гильдии Издателей Периодической Печати (ГИПП), которые предложили новую методику оценки объемов рекламы в прессе. Представители ГИПП предложили не только оценивать динамику рынка в 1-2 квартале 2004 года, но и обосновать его объем в 2003 году и в 1-2 кварталах 2004 года, т.е. – отталкиваться от реального изменения рекламных доходов издателей, а не от того, как менялись объемы их рекламных площадей. В июле с.г. ГИПП организовала внутриотраслевое исследование крупнейших московских издательских домов с целью выявления степени расхождения между фактически полученными рекламными доходами этих домов и оценкой их доходов, публикуемой TNS Gallup AdFact на основании прайс-листов за период 2003, 1-й и 2-й кв. 2004 года. Обследованию подверглась только московская и общенациональная реклама, без учета рекламы в сетевых, региональных, городских изданиях в других регионах страны. По словам Руслана Тагиева, руководителя TNS Gallup AdFact и члена Экспертного совета АКАР, принимавшего участие в подготовке этого исследования, принятая до сих пор система мониторинга и оценки рекламного рынка прессы действительно нуждается в серьезной корректировке. В частности, она не полностью учитывает доходы от рекламных вложений в издания, спонсорство отдельных материалов, рубрик и секций, рекламные съемки, адреса и телефоны магазинов, упоминаемых в конце изданий, наценки на мелкоформатные объявления и др. Кроме того, TNS Gallup AdFact пока еще далеко не полностью охватывает прессу в регионах. В ходе исследования ГИПП разделила издания на три (а не две) категории: газеты; журналы; рекламные и рекламно-информационные издания. Каждая из этих категорий имеет свои специфические особенности рекламоносителей. Исследовав издания в каждой из этих категорий, ГИПП определила средний процент отклонения (+/-) между фактически полученным рекламным доходом издателей и доходами, рассчитанными Gallup AdFact на основе прайс-листов, без учета скидок и надбавок. Экспертное заключение ГИПП по корректировке данных по прессе (московские и национальные печатные СМИ, без учета региональных рынков) было представлено Экспертному совету АКАР. Согласно этой оценке, объем рынка московской и общенациональной рекламы в прессе в 2003 году составлял примерно 775 млн долл. , а в 1-м и 2-м кв. 2004 году – 201 и 244 млн долл. соответственно. С учетом рекламы в регионах общий объем рынка прессы составлял в 2003 году не менее 1.05 млрд долларов (вместо 745 млн, объявленных в отчете АКАР). Иными словами, доля прессы в общем объеме рынка в 2003 году составляла не менее 38%, но при этом и сам рынок был больше минимум на 300 млн долл. и уже в 2003 году превысил 3 млрд долл.
Объем рынка московской и общенациональной рекламы (по версии ГИПП)
Несмотря на заметное расхождение в оценке физического объема рынка, ГИПП и АКАР совпали в оценке темпов прироста рекламы в прессе во 2-м квартале 2004 года. «Практически, - считает Президент АКАР Владимир Евстафьев, - расхождений в оценках не существует. Приблизительно оценки АКАР и ГИПП равны». По словам г-на Шкулева, самое слабое звено в проведенных исследованиях – отсутствие обоснованных данных по регионам, но концу года этот показатель будет уже выведен. Пока отсутствуют данные по рекламе в кинотеатрах и Интернет – их эксперты тоже обещают предоставить к концу года Пока отсутствуют показатели и по BTL – оценивать ежеквартально рост отрасли очень сложно, итоги можно подвести только за год. Вообще же, - говорит Евгений Абов, если сравнивать показатели России с мировыми тенденциями, нельзя не заметить следующий нюанс: чем севернее страна - тем больше ее жители отдают предпочтение прессе – привычка чтения газет как национальная особенность, характерна, например, для скандинавских стран. В латиноамериканских же странах, наоборот, жители газет и журналов почти не читают - там больше развито телевидение. Так что, если в стране развита привычка к чтению газет – она конкурирует с привычкой просмотре телевизионных программ». «Уровень газетного проникновения 80% - самый высокий в мире. В приведенных цифрах ничего неожиданного нет, - продолжает г-н Абов, - на показатели роста рекламной активности повлиял и «високосный», в определенном смысле, год: сочетание парламентских, президентских выборов и Чемпионата мира по футболу, вероятно, повлияло на такой неожиданно высокий рост рынка». По итогам 2004 года Экспертный совет АКАР планирует дать скорректированные данные по прессе. ![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||