03.08.2004

Citigroup ответит за Parmalat



Кирилл Корюкин
Михаил Оверченко

Крупнейший в мире банк Citigroup не только причастен к растрате $8 млрд бывшим руководством Parmalat, но и сам изрядно заработал на махинациях, считает внешний управляющий обанкротившейся итальянской компании Энрико Бонди. Он начал судебное разбирательство с банками, которые помогали молочному гиганту привлекать средства, впоследствии пропавшие с его счетов.

В своем иске Бонди обвиняет Citigroup едва ли не во всех грехах: выводе активов, незаконном обогащении, действиях, направленных на подрыв платежеспособности Parmalat, заговоре и вымогательстве. “Citigroup провел с Parmalat или ее дочерними компаниями ряд сделок, единственной целью которых было обогащение Citigroup за счет Parmalat”, — говорится в иске. Банк так организовал эти сделки, что они помогали руководителям Parmalat скрывать долги компании (в частности, через схему Buconero, что в переводе с итальянского означает “черная дыра”), искусственно завышать приток наличности (через программу секьюритизации активов) и манипулировать финансовыми показателями. Citigroup также предоставил Parmalat $70 млн, которые официально были оформлены как инвестиции в капитал, а на самом деле являлись кредитом; Parmalat частично использовала эти средства для покупки компании Beatrice Foods.

При этом, утверждает Бонди, “все финансовые схемы получали одобрение на высшем уровне Citigroup и требовали координации действий различных групп банка в разных регионах мира от Нью-Йорка и Нью-Джерси до Англии и самой Италии”. По его оценке, с помощью Citigroup было “потеряно, украдено или растрачено” $8 млрд. В иске упоминаются несколько сотрудников банка, включая одного управляющего директора, которые, по утверждению Бонди, помогали организовывать мошеннические финансовые схемы.

“Citigroup продолжал организовывать финансирование Parmalat на сотни миллионов долларов еще долго после того, как компания стала неплатежеспособной, при этом себе в карман он клал миллионы долларов в виде комиссии”, — говорится в иске. Кроме этого, по заявлению Бонди, Citigroup позволял бывшим менеджерам компании использовать счета, открытые в банке, для переводов денег, доставшихся им преступным путем.

В Citigroup “Ведомостям” отказались комментировать иск, а в официальном заявлении банка говорится, что он сам “потерял сотни миллионов долларов в результате мошеннической деятельности” Parmalat, будет требовать от нее возмещения ущерба и защищаться от “легковесных обвинений со стороны охотников за теми, кому есть чем расплатиться”. Citigroup ранее подал иск к Parmalat, обвинив ее в подделке в 2003 г. кредитных нот на 200 млн евро ($240,5 млн).

Когда Parmalat обанкротилась, выяснилось, что компания в течение долгих лет скрывала долги, совокупный объем которых составил 14,2 млрд евро ($17,1 млрд). С 1990 по 2003 г. банки, включая Citigroup, Morgan Stanley, Deutsche Bank и Bank of America, организовывали для компании многочисленные выпуски облигаций. Вероятно, Бонди будет преследовать и их, а также фирмы Deloitte и Grant Thornton, которые проводили аудит Parmalat. “Сейчас Бонди анализирует историю сделок с другими коммерческими и инвестиционными банками, чтобы решить, подавать ли иски против других институтов [помимо Citigroup]”, — заявил агентству Reuters адвокат Parmalat Джон Куинн из лос-анджелесской фирмы Quinn Emanuel Urquhart Oliver & Hedges.

Бонди требует, чтобы Citigroup компенсировал все убытки ($8 млрд), понесенные Parmalat из-за его деятельности. Однако по американским законам сумма штрафа может оказаться в три раза больше нанесенного ущерба. Одной из главных задач Чарльза Принса, который в октябре 2003 г. занял пост гендиректора Citigroup, стало быстрое разрешение многочисленных судебных споров. Так, в мае Citigroup согласился заплатить $2,65 млрд, чтобы урегулировать претензии инвесторов, которые по рекомендации аналитиков Citigroup приобретали акции телекоммуникационной компании WorldCom накануне ее краха в 2002 г. Citigroup также заявил о готовности выделить $6,7 млрд на урегулирование возможных претензий со стороны инвесторов обанкротившегося энерготрейдера Enron и федеральных контролирующих органов США. (Использованы материалы WSJ.)



Ведомости