03.08.2004

"Центр-Капитал" стремится в небо. Группа купила трех авиаперевозчиков - "ВИМ-авиа", "Чита-авиа" и "Аэробратск"



Илья Хренников

На рынке авиаперевозок в России появился новый игрок. Группа “Центр-Капитал”, прославившаяся в начале года приобретением 12 подержанных самолетов Boeing-757, теперь скупила три небольшие авиакомпании, маршрутная сеть которых позволит наиболее эффективно эксплуатировать ввезенные самолеты.


“Центр-Капитал” – инвестиционная группа, известная проектами в транспортной отрасли, в частности консолидацией 68% акций Дальневосточного морского пароходства для компании “Промышленные инвесторы” и отсуживанием самолета Ан-124 у английской Air Foyle. Президент и совладелец “Центр-Капитала” – предприниматель Рашид Мурсекаев.

В начале 2004 г. “Центр-Капитал” договорился о приобретении у немецкой компании Condor Flugdienst — чартерной “дочки” Lufthansa — 12 подержанных самолетов Boeing 757-230. Участники авиационного рынка, знакомые с обстоятельствами сделки, говорят, что с учетом ввозных пошлин и НДС (в сумме около 40% от цены самолета) каждый Boeing-757 обошелся “Центр-Капиталу” в $15 млн. Таким образом, общая сумма сделки могла составить около $180 млн. В “Центр-Капитале” подтверждают порядок цифр. На чьи деньги осуществляется этот проект, в компании не раскрывают, называя лишь четыре банка, кредитующие группу, — “Держава”, ИМПЭКСБАНК, “Авангард” и “УралСиб”.

Вице-президент “Центр-Капитала” Алевтина Калашникова говорит, что на сегодняшний день группа ввезла в Россию уже восемь самолетов, а остальные рассчитывает ввезти до конца октября. По ее словам, с 16 июля после соблюдения всех формальностей (сертификации, техобслуживания, получения разрешительных документов) первые Boeing-757 начали выполнять рейсы по туристическим направлениям — Шарм-эль-Шейх, Анталия, Тенерифе и др.

А гендиректор “Центр-Капитала” Роман Пахомов рассказал “Ведомостям”, что для реализации проекта “Центр-Капитал”, не имеющий собственных авиационных лицензий и сертификата эксплуатанта, за последние месяцы приобрел сразу три авиакомпании — крупного чартерного перевозчика “ВИМ-авиа” и два региональных авиапредприятия — “Чита-авиа” и “Аэробратск”.

“ВИМ-авиа” — крупный чартерный перевозчик на туристических направлениях (Италия, ОАЭ, Турция, Гоа, Сейшелы и др.), эксплуатирует девять самолетов Ил-62, купленных в 2003 г. у “Аэрофлота”, и пять “грузовиков” Ан-12. “ВИМ” назван по инициалам руководителя и хозяина компании Виктора Ивановича Меркулова.

“Чита-авиа” эксплуатирует три Ту-154, в состав компании входит аэропорт Чита, последние три года находилась под процедурой банкротства. Компания летает в Москву и Китай.

“Аэробратск” эксплуатирует три Ту-154М, два Ан-2, два Як-40 и два вертолета Ми-8, в состав компании входят аэропорты Братск и Усть-Илимск. Контрольный пакет “Аэробратска” принадлежит структурам предпринимателя Дмитрия Босова, председателя правления группы “Алтек” (известна как крупный акционер электродного холдинга “Энергопром”).

“Boeing-757 эффективно использовать на дальних расстояниях порядка 6000 км, поэтому мы искали авиапредприятия в Восточной Сибири, аэропорты которых по своим техническим характеристикам могут принимать "Боинги", — рассказывает Роман Пахомов. — "Читу" мы купили в рамках процедуры банкротства, договорившись о погашении долгов, а "Аэробратск" — у ее акционеров”. По его словам, сделки прошли в мае и июне соответственно. В июне же “Центр-Капитал” выкупил у структур Виктора Меркулова 75% акций “ВИМ-авиа”, которая и раньше вела с группой совместные проекты. По словам Пахомова, за счет маршрутной сети приобретенных компаний “Центр-Капитал” сможет эксплуатировать “Боинги” с максимальной эффективностью: днем они будут летать из Москвы в Европу, а ночью совершать длинные рейсы в Братск и Читу.

Бывшие владельцы авиакомпании подтверждают факты сделок. Председатель правления группы “Алтек” Дмитрий Босов говорит, что его структуры примерно два месяца назад продали 75% акций “Аэробратска” “Центр-Капиталу”. Сумму сделки он не раскрывает.

Замдиректора “ВИМ-авиа” Евгений Сюкрев также подтвердил “Ведомостям”, что основным акционером его компании уже является “Центр-Капитал”, а не Виктор Меркулов, который пока остается гендиректором “ВИМ-авиа”, но сидит уже в офисе “Центр-Капитала”. Сам Меркулов отказался от комментариев. Комментарии у внешнего управляющего “Чита-авиа” Геннадия Безгина получить не удалось, но в московском представительстве компании и в управлении транспорта Читинской области подтверждают, что в “Чита-авиа” появились новые владельцы, которые погасили ее долги, ставят своего гендиректора и объединяют бизнес “Читы-авиа” с “Аэробратском” и “ВИМ”.

Эксперт крупной авиакомпании считает, что новые приобретения могли обойтись “Центр-капиталу” в пределах $15 млн, исходя из стоимости пяти подержанных Ту-154 и девяти Ил-62 — основы флота купленных компаний. “Но цена могла зависеть и от других факторов, например размера долга этих компаний”, — добавляет он. Сотрудник другой крупной авиакомпании скептически относится к планам “Центр-Капитала”. “Покупать "Читу" и "Братск" ради того, чтобы летать в эти города? По-моему, это неразумно, — говорит он. — А чартерный рынок сегодня находится на нижнем пике — билет в Турцию, куда 2,5 часа лета, можно купить за $100 туда-обратно. Сомневаюсь, что при такой конъюнктуре их "Боинги" окупятся. Мы тоже на них смотрели, но брать не стали”.

Директор по связям с общественностью АК “Трансаэро” Сергей Быхал затруднился оценить планы конкурента: “Все будет зависеть от того, на каких маршрутах и с какой интенсивностью они будут летать”.



Ведомости