"Центр-Капитал" стремится в небо. Группа купила трех авиаперевозчиков - "ВИМ-авиа", "Чита-авиа" и "Аэробратск"Илья Хренников На рынке авиаперевозок в России появился новый игрок. Группа Центр-Капитал, прославившаяся в начале года приобретением 12 подержанных самолетов Boeing-757, теперь скупила три небольшие авиакомпании, маршрутная сеть которых позволит наиболее эффективно эксплуатировать ввезенные самолеты.
В начале 2004 г. Центр-Капитал договорился о приобретении у немецкой компании Condor Flugdienst чартерной дочки Lufthansa 12 подержанных самолетов Boeing 757-230. Участники авиационного рынка, знакомые с обстоятельствами сделки, говорят, что с учетом ввозных пошлин и НДС (в сумме около 40% от цены самолета) каждый Boeing-757 обошелся Центр-Капиталу в $15 млн. Таким образом, общая сумма сделки могла составить около $180 млн. В Центр-Капитале подтверждают порядок цифр. На чьи деньги осуществляется этот проект, в компании не раскрывают, называя лишь четыре банка, кредитующие группу, Держава, ИМПЭКСБАНК, Авангард и УралСиб. Вице-президент Центр-Капитала Алевтина Калашникова говорит, что на сегодняшний день группа ввезла в Россию уже восемь самолетов, а остальные рассчитывает ввезти до конца октября. По ее словам, с 16 июля после соблюдения всех формальностей (сертификации, техобслуживания, получения разрешительных документов) первые Boeing-757 начали выполнять рейсы по туристическим направлениям Шарм-эль-Шейх, Анталия, Тенерифе и др. А гендиректор Центр-Капитала Роман Пахомов рассказал Ведомостям, что для реализации проекта Центр-Капитал, не имеющий собственных авиационных лицензий и сертификата эксплуатанта, за последние месяцы приобрел сразу три авиакомпании крупного чартерного перевозчика ВИМ-авиа и два региональных авиапредприятия Чита-авиа и Аэробратск. ВИМ-авиа крупный чартерный перевозчик на туристических направлениях (Италия, ОАЭ, Турция, Гоа, Сейшелы и др.), эксплуатирует девять самолетов Ил-62, купленных в 2003 г. у Аэрофлота, и пять грузовиков Ан-12. ВИМ назван по инициалам руководителя и хозяина компании Виктора Ивановича Меркулова. Чита-авиа эксплуатирует три Ту-154, в состав компании входит аэропорт Чита, последние три года находилась под процедурой банкротства. Компания летает в Москву и Китай. Аэробратск эксплуатирует три Ту-154М, два Ан-2, два Як-40 и два вертолета Ми-8, в состав компании входят аэропорты Братск и Усть-Илимск. Контрольный пакет Аэробратска принадлежит структурам предпринимателя Дмитрия Босова, председателя правления группы Алтек (известна как крупный акционер электродного холдинга Энергопром). Boeing-757 эффективно использовать на дальних расстояниях порядка 6000 км, поэтому мы искали авиапредприятия в Восточной Сибири, аэропорты которых по своим техническим характеристикам могут принимать "Боинги", рассказывает Роман Пахомов. "Читу" мы купили в рамках процедуры банкротства, договорившись о погашении долгов, а "Аэробратск" у ее акционеров. По его словам, сделки прошли в мае и июне соответственно. В июне же Центр-Капитал выкупил у структур Виктора Меркулова 75% акций ВИМ-авиа, которая и раньше вела с группой совместные проекты. По словам Пахомова, за счет маршрутной сети приобретенных компаний Центр-Капитал сможет эксплуатировать Боинги с максимальной эффективностью: днем они будут летать из Москвы в Европу, а ночью совершать длинные рейсы в Братск и Читу. Бывшие владельцы авиакомпании подтверждают факты сделок. Председатель правления группы Алтек Дмитрий Босов говорит, что его структуры примерно два месяца назад продали 75% акций Аэробратска Центр-Капиталу. Сумму сделки он не раскрывает. Замдиректора ВИМ-авиа Евгений Сюкрев также подтвердил Ведомостям, что основным акционером его компании уже является Центр-Капитал, а не Виктор Меркулов, который пока остается гендиректором ВИМ-авиа, но сидит уже в офисе Центр-Капитала. Сам Меркулов отказался от комментариев. Комментарии у внешнего управляющего Чита-авиа Геннадия Безгина получить не удалось, но в московском представительстве компании и в управлении транспорта Читинской области подтверждают, что в Чита-авиа появились новые владельцы, которые погасили ее долги, ставят своего гендиректора и объединяют бизнес Читы-авиа с Аэробратском и ВИМ. Эксперт крупной авиакомпании считает, что новые приобретения могли обойтись Центр-капиталу в пределах $15 млн, исходя из стоимости пяти подержанных Ту-154 и девяти Ил-62 основы флота купленных компаний. Но цена могла зависеть и от других факторов, например размера долга этих компаний, добавляет он. Сотрудник другой крупной авиакомпании скептически относится к планам Центр-Капитала. Покупать "Читу" и "Братск" ради того, чтобы летать в эти города? По-моему, это неразумно, говорит он. А чартерный рынок сегодня находится на нижнем пике билет в Турцию, куда 2,5 часа лета, можно купить за $100 туда-обратно. Сомневаюсь, что при такой конъюнктуре их "Боинги" окупятся. Мы тоже на них смотрели, но брать не стали. Директор по связям с общественностью АК Трансаэро Сергей Быхал затруднился оценить планы конкурента: Все будет зависеть от того, на каких маршрутах и с какой интенсивностью они будут летать. Ведомости |
|||