05.08.2004

Покупатели проблем. Успешные банки присматриваются к бизнесу неудачливых коллег



Евгения Ватаманюк

О готовности купить “чужие проблемы” заявляют все больше банков, рассчитывающих по дешевке приобрести бизнес коллег, потрепанных летним кризисом. И хотя реальных сделок заключено не так много, банкиры уверены, что смутное время весьма подходит для переманивания клиентов, менеджеров и скупки активов.

На этой неделе о готовности купить “чужие проблемы” объявил банк “Петрокоммерц”, но имя свое назвать постеснялся. “Крупный банк рассмотрит предложения о приобретении у банков сети отделений, сети банкоматов, ссудной задолженности”, — сказано в распространенном в СМИ объявлении банка с указанием номера его лицензии. В “Петрокоммерце” подтверждают, что объявление давали, но ни размер средств, которые банк готов выделить на расширение бизнеса, ни конкретные объекты скупки не комментируют.

А вот Всероссийский банк развития регионов продемонстрировал удивительную прозрачность, указав в объявлениях о приобретении ссудной задолженности своих государственных акционеров — Внешторгбанк, “Роснефть” и Российский фонд федерального имущества. По словам вице-президента ВБРР Дмитрия Шаповалова, банк заинтересован именно в расширении клиентской базы: “Сейчас наблюдается очень активная миграция клиентов на рынке”. “Не секрет, что многим банкам интересна покупка отделений и филиальной сети, ведь это безусловно дешевле, чем создание новой”, — добавляет он. Начальник управления финансовых и операционных рисков Межпромбанка Александр Буря считает, что сейчас удачный момент для расширения бизнеса. “Но, как правило, сети отдельно не продаются, а при покупке банка целиком покупатель может получить долг, размер которого настолько велик, что сделает покупку в целом невыгодной”, — отмечает он.

Буря также полагает, что именно сейчас может развиться рынок перепродажи кредитов, который пока не сформирован в России: “Если рынок перепродажи разовьется, то это положительный момент — и не только для тех, кто хочет на этом заработать, но и для мелких банков”. Впрочем, эту точку зрения разделяют не все эксперты. “В стабильной ситуации рынок перепродажи кредитов не нужен. Он возникает в экстремальных ситуациях как мера крайняя и вынужденная, — размышляет эксперт Центра развития Дмитрий Лепетиков. — Ведь для многих банков кредитные портфели — самое ценное, главный актив и основной источник дохода”.

Сам Межпромбанк вел переговоры о покупке сети отделений банка “Диалог-Оптим”. Но они были безрезультатными, как и переговоры этого банка с другими потенциальными покупателями — Москоммерцбанком, ВБРР и Ханты-Мансийским банком.

МДМ-банку повезло больше: месяц назад он за $42 млн купил более 50% портфеля по автокредитованию Московского кредитного банка (МКБ). Предложений достаточно много, но активы предлагаются очень разные, и внимательно покупающие банки смотрят на их качество, говорит председатель правления МДМ-банка Андрей Савельев. По его оценке, заключаемые сделки трудно назвать рынком: “Нельзя сказать, что сформировался рынок с ценой предложения и котировками. Это исключительно двухсторонние сделки, число которых ограничено”. Некоторые банкиры говорят, что заинтересованы не только в покупке активов коллег, но и в командах их менеджеров.



Ведомости