Тюмень полетит по-французски![]() UTair выбирала почти год: сам тендер на поставку пяти турбовинтовых самолетов на 35–60 пассажирских мест авиакомпания объявила осенью прошлого года – в рамках утвержденной программы обновления и пополнения самолетного парка. А в начале этого года на первом этапе тендера, рассмотрев все заявки, назвала пять претендентов на заключение контракта. Это канадская компания Bombardier (самолет DASH-8), французская ATR и ирландская лизинговая компании Magellan Air (обе с самолетом ATR-42), а также Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) и СП «Международный авиационный проект-140» (СП МАП) – обе с Ан-140. Победитель должен был появиться еще зимой, однако 28 февраля на заседании тендерной комиссии наблюдательный совет UTair предложил отложить принятие решения, а в качестве помощников в этом непростом деле привлечь независимых юридических и финансовых консультантов. «Проводимый нами тендер – первый серьезный опыт работы с зарубежными поставщиками, поэтому без помощи ведущих мировых консультантов нам не обойтись», — отмечал тогда гендиректор авиакомпании Андрей Мартиросов. В начале марта UTair договорилась, что правовое обеспечение будет вестись московским и лондонским офисами международной юридической фирмы Denton Wilde Sapte, а экономическую оценку предложений подготовила компания Ernst&Young, проведя сравнение заявленной стоимости самолетов с учетом количественной оценки влияния НДС и таможенных пошлин на конечную стоимость, а также анализ эксплуатации разных типов самолетов. Тендерная комиссия изучила рекомендации консультантов и исключила поставщиков российско-украинского Ан-140 из числа претендентов на победу в тендере. Что, впрочем, неудивительно, ведь руководство UTair никогда не скрывало своей стойкой нелюбви к продукции нового поколения российского авиапрома, за исключением, пожалуй, совместной разработки «Гражданских самолетов Сухого» и американской корпорации Boeing – Russian Regional Jet (RRJ). Таким образом, основная борьба за контракт UTair развернулась между канадской Bombardier с самолетом DASH-8 и двумя поставщиками французского ATR-42 – ирландской лизинговой компанией Magellan и самим производителем этой машины. Последние двое участников тенедера объединили свои заявки, чтобы пролоббировать в UTair именно этот самолет. И в четверг выяснилось, что пролоббировали: Андрей Мартиросов объявил, что региональным самолетом авиакомпании станет ATR-42. Это означает, что Magellan и ATR не просто продадут российскому перевозчику пять своих машин: они вообще будут постоянными поставщиками UTair, которой необходимо заменить самолетами такого класса целый парк Ан-24 и Як-40 общим количеством около 50 штук. Господин Мартиросов пояснил, что с точки зрения технического обслуживания и подготовки экипажей целесообразнее иметь дело с машинами одного семейства. Подробности сотрудничества с французами за рамками прошедшего тендера пока неизвестны, UTair расскажет об этом после того, как осуществит первую сделку с ATR. Первая машина поступит в распоряжение авиакомпании уже в этом году, а все пять ATR-42 начнут обслуживать маршрутную сеть перевозчика в сезон весна–лето-2005. Господин Мартиросов отказался назвать точные маршруты, на которые встанут французские машины. По его словам, ATR-42 превосходно вписывается во все рейсы компании. Но можно предположить, что наверняка выбраны будут самые рентабельные из них, в том числе московские линии и маршруты внутри Тюменского региона. Стоимость одной машины для UTair – $3,8 млн (общая сумма сделки – около $20 млн), а окупит она себя, по подсчетам авиакомпании и ее зарубежных консультантов, за пять лет. Сейчас партнеры разрабатывают структуру сделки и выбирают условия поставки: лизинг или покупка. Андрей Мартиросов склоняется к последнему варианту. Ожидается, что контракт будет подписан в течение месяца. Сейчас уже известно, что согласно этому документу, сами самолеты поставит Magellan, а ATR обязуется осуществлять техническое обслуживание воздушных судов. Кроме того, сообщил гендиректор UTair «Газете.Ru», он написал в правительство письмо с просьбой разрешить ввоз этих самолетов в Россию по льготным ставкам НДС и с минимальными таможенными платежами. Впрочем, Андрей Мартиросов не особо рассчитывает на положительный ответ. Российский представитель Magellan, пожелавший остаться неназванным, предположил, что победа в тендере UTair поможет дальнейшему продвижению самолетов ATR-42 на российском рынке. Газета.RU |