06.08.2004


МТС взяла Москву у "Вымпелкома"



Вчера компания ACM-Consulting представила отчет о состоянии российского рынка сотовой связи в июле. Согласно отчету, впервые с 2002 года "Мобильные телесистемы" (МТС) обогнали "Вымпелком" по количеству абонентов в Московском регионе. По темпам же роста абонентской базы "Вымпелком" со значительным отрывом обошел другой оператор – "Мегафон": в июле ему впервые в истории удалось получить 30% рынка новых подключений.

       По данным ACM-Consulting, в июле сотовые операторы подключили в Москве 361,6 тыс. абонентов. При этом на долю МТС пришлось 230 тыс. новых подключений, "Мегафона" – 110 тыс. "Вымпелкому" удалось получить только 21 тыс. новых подписчиков. В итоге расстановка сил на московском рынке мобильной связи изменилась. С 2002 года "Вымпелком", проигрывая МТС по России в целом, опережал конкурента по числу абонентов в Москве. Теперь МТС удалось вырваться вперед – в конце июля у компании в Москве и Подмосковье было 6,35 млн абонентов, тогда как у "Вымпелкома" – только 6,2 млн.

       Второй сюрприз – доля новых подключений "Мегафона" выросла до рекордного уровня в 30%. Компании, вышедшей на рынок позже конкурентов, подобных результатов не удавалось добиться еще ни разу.

       Конкуренты "Вымпелкома" довольны итогами июля. В МТС и "Мегафоне" считают, что столь впечатляющий отрыв от "Би Лайна" обусловлен успешной работой их маркетологов. "Итоги деятельности компании в Москве – закономерный результат многолетней работы и совокупного воздействия на рынок,– говорит вице-президент по маркетингу МТС Михаил Сусов.– Мы все больше делаем для того, чтобы существующие абоненты оставались с нами, повышая лояльность с помощью скидок и специальных предложений". А в ЗАО 'Соник Дуо' обещают перейти рубеж в 2 млн абонентов уже во втором квартале будущего года. Пока у "Мегафона" 1,145 млн клиентов.

       В "Вымпелкоме" тоже удовлетворены количеством подключенных абонентов. Правда, в первую очередь в регионах и Санкт-Петербурге. Ситуацию же на московском рынке в компании объясняют нехваткой новых номеров. Ее представители уже неоднократно жаловались на то, что не могут получить в Мининформсвязи дополнительную номерную емкость. Чтобы освободить номера для новых продаж, компания исключает из своей базы абонентов, заблокированных за неуплату. В июне "Вымпелком" уже отчислил 200 тыс. таких абонентов, сократив срок сохранения номеров с шести до пяти месяцев. Это привело к сокращению числа абонентов компании в Москве (см. Ъ от 8 июля). Но после этого новых номеров "Вымпелком" не получил. "Это потребовало очередного уменьшения сроков освобождения заблокированной номерной емкости,– говорит директор по связям с общественностью компании Михаил Умаров.– Теперь мы отключаем молчащих абонентов через четыре месяца". Таким образом, "Вымпелком" освободился в июле примерно от 320 тыс. подписчиков в Московском регионе.

       По мнению аналитиков, выход МТС вперед на московском рынке, а также увеличение темпов роста абонентской базы "Мегафона" не свидетельствуют об ослаблении позиций "Вымпелкома". "Важно, как каждый оператор считает абонентов,– говорит Надежда Голубева из инвесткомпании 'Атон'.– Например, в МТС за абонента считается тот, у кого положительный баланс и кто говорит хотя бы раз в полгода. Если бы 'Вымпелком' считал всех абонентов так же, как и раньше, то у него их сейчас было бы больше". По мнению госпожи Голубевой, эти результаты вряд ли негативно повлияют на продажи "Вымпелкома" в Москве, поскольку ничего не говорят обычному покупателю.

    В июле абонентами стали 3 млн россиян

По данным исследовательской компании ACM-Consulting, в июле 2004 года зарегистрирован рекордный за всю историю российского сотового рынка рост абонентской базы: число новых подключений по всей России в прошлом месяце превысило 3 млн. Общее число пользователей сотовой связи перевалило за 50 млн и составило 52,5 млн человек. По мнению аналитиков, причины такого роста – общий рост благосостояния жителей России и сезонность: июль традиционно считается самым прибыльным месяцем для сотовых компаний. Впрочем, те же аналитики полагают, что число людей, реально пользующихся сотовой связью в России, может быть несколько меньше. Дело в том, что в ACM-Consulting учитывают данные, предоставленные самими операторами, а это значит, что в число абонентов попадают и абоненты, числящиеся в базах, но не пользующиеся мобильной связью.


       ДМИТРИЙ Ъ-ЗАХАРОВ, ВАЛЕРИЙ Ъ-КОДАЧИГОВ


КоммерсантЪ