09.08.2004

Чехарда с директорами. НРК вновь хочет сменить совет директоров "Аэрофлота"



Анжела Сикамова

Национальная резервная корпорация (НРК) намерена еще раз переизбрать совет директоров “Аэрофлота” и созывает внеочередное собрание акционеров авиакомпании. Аналитики считают, что НРК вполне может претендовать на четыре места в совете вместо имеющихся у нее трех.


“Аэрофлот” – крупнейшая российская авиакомпания, в 2003 г. перевезла 5,8 млн пассажиров. Выручка компании составила 48,5 млрд руб., чистая прибыль – 4 млрд руб. Контрольный пакет акций “Аэрофлота” принадлежит государству, около 30% – НРК, около 10% – менеджменту.

О намерении НРК провести еще одно внеочередное собрание акционеров “Аэрофлота” “Ведомостям” рассказал один из членов совета авиакомпании. По его словам, НРК требует смены совета директоров, одобрения крупной сделки и внесения поправок в устав “Аэрофлота”. Сегодня заявку миноритария обсудит совет директоров авиакомпании и назначит дату проведения собрания.

За лето совет директоров “Аэрофлота” менялся дважды. Сначала на годовом собрании 5 июня. Затем на внеочередном собрании 24 июня государство получило семь вместо шести мест в совете, НРК — три, а менеджмент авиакомпании — одно вместо прежних двух. “НРК показалось, что госчиновников в совете слишком много, и они решили увеличить свое присутствие в совете”, — уверен сотрудник одного из профильных министерств. Источник “Ведомостей” в корпорации подтвердил, что вопрос об изменении состава совета является “одним из пунктов повестки внеочередного собрания”. Однако намерена ли НРК увеличить свое присутствие в совете, он не сказал. Но зато оговорился, что у НРК нет намерения “убрать из совета единственного представителя менеджмента” — гендиректора “Аэрофлота” Валерия Окулова. А источник в самом “Аэрофлоте” заявил, что за Окулова единогласно проголосует менеджмент “Аэрофлота” и он пройдет в совет в любом случае.

Аналитик ОФГ Елена Сахнова считает, что пакета НРК должно хватить для избрания четырех своих представителей в совет директоров. “Это может произойти за счет государства, — предполагает Сахнова, — Окулов в совете скорее всего останется, за него на всех предыдущих собраниях подавалось большое количество голосов, к тому же у менеджмента есть пакет акций “Аэрофлота”. Денис Нуштаев из “Метрополя” считает, что представители государства в совете все равно не занимаются операционной деятельностью “Аэрофлота” и могут уступить НРК одно место. Нуштаев также сомневается, что НРК удалось нарастить свой пакет акций “Аэрофлота”, поскольку free-float компании составляет всего 4-5%, а крупных сделок с ее акциями в последнее время не было.

В повестку дня внеочередного собрания акционеров будет также внесен вопрос об одобрении крупной сделки. Как сообщил “Ведомостям” источник в “Аэрофлоте”, сделка касается завершения реструктуризации парка иностранных самолетов. В начале 2002 г. было решено заменить 27 иностранных самолетов четырех марок на девять Boeing-767-300ER и 18 A-320. Как пояснил источник в НРК, компания решила заменить три А-320 на три А-321 большей вместимости. “Это выгодно, но, учитывая, что эти сделки взаимосвязаны с предыдущими поставками, а их общий объем превышает 50% от чистых активов "Аэрофлота", такое изменение контракта потребует одобрения акционеров”, — сказал он. Суть поправок в устав “Аэрофлота”, которые хочет внести НРК, представители НРК и “Аэрофлота”, а также чиновники раскрывать отказались.



Ведомости