Ценам на бензин дали вольную![]() Рост цен на бензин демонстрирует завидную стабильность. По данным Федеральной службы государственной статистики, две последние недели июля цены росли по 0,2% в среднем по России. В целом за июль бензин подорожал на 2,7%, а розничная цена взлетела сразу на 10%. Средняя потребительская цена на бензин автомобильный в целом по России составила 12,38 рублей. Цена за бензин марки А-76 составила 10,67 рублей за литр, марки АИ-92 – 13,22 рублей за литр, марки АИ-95 – 14,41 рублей. Рост бензиновых цен в июле затронул, практически, все регионы. Наиболее проблемные – Красноярский край и Петропавловск-Камчатский. В последнем только за последнюю неделю июля цены на популярные марки бензина выросли на 6,3%. Есть, правда, регионы, в которых наблюдается удешевление бензина. Но их мало, и это, в основном, крупные города, где рынок не так монополизирован, как в небольших городах. Наибольшее снижение цен на бензин наблюдалось в нефтяном Ханты-Мансийске – на 0,8%, в том числе на бензин марки АИ-92 – на 1,4%. В Москве цены на автомобильный бензин в среднем снизились на 0,2%. Но это не меняет общей картины. С начала года бензин по стране подорожал в целом на 17,3 %. Розничная же цена растет еще быстрее – по данным Русского топливного агентства, с начала года она увеличилась в среднем на 30%. Как пояснил «Газете.Ru» менеджер «Русского топливного агентства» Максим Назаров, достаточно длительный период времени розничные цены отставали от оптовых. Летом оптовые цены обычно повышаются на потребительский бензин и дизельное топливо. Чтобы обойти конкурентов, розничные торговцы стараются максимально долго удерживать цены – фактически за счет своей прибыли. Когда же рентабельность становится нулевой, розничные цены начинают повышать, а потребителю кажется, что цены необоснованно резко повысились. Кроме того, отметил аналитик, розничные цены повышают в ожидании грядущего повышения оптовых цен – если оптовые цены на топливо поднимутся, а на АЗС продажа будет производиться по прежней цене, то на вырученные деньги они не смогут купить тот же объем. Назаров сообщил, что многие участники рынка уверены что в течение августа–сентября оптовые цены ощутимо подрастут. Прогнозы аналитиков неутешительны – бензин продолжит дорожать, по крайней мере, до начала октября. Новый скачок цен на бензин начнется со второй половины августа. На этот период приходится пик уборочной кампании и конец отпускного сезона – спрос на бензин повысится, и цена в условиях дефицита топлива взлетит к октябрю еще на 15% – до 15–17 рублей за популярные марки. А дефицит бензина в стране уже ощущается: «Держатся очень высокие мировые цены на нефть, и нефтяные компании пытаются больше вывезти на экспорт», – пояснил «Газете.Ru» аналитик по нефти и газу финансовой корпорации «НИКойл» Лев Сныков. По словам аналитика по нефти и газу инвестиционной компании «Русские инвесторы» Андрея Громадина, практически весь внутренний рынок топлива в России контролируется интегрированными компаниями (лидеры – ЮКОС и «ЛУКойл»), которым из-за более низких внутренних цен невыгодно поставлять нефть на внутренний рынок, и на нем ощущается некий дефицит. Поэтому, подчеркнул аналитик в беседе с «Газетой.Ru», цены на внутреннем рынке должны двигаться следом за мировыми. Похоже, такого же мнения придерживаются и в российском правительстве. Единственный механизм, которым оно может хотя бы косвенно влиять на внутренний рынок бензина – экспортная пошлина – задействован не в полную силу. Экспортная пошлина установлена по нижней границе. Пошлина в таком размере установлена с 1 августа на два месяца, но надежд на то, что с октября она будет существенно повышена, нет. Как заявил недавно министр экономического развития и торговли Герман Греф, поднятие пошлины на нефтепродукты еще выше не сможет остановить экспорт, а только приведет к взрывной ситуации на внутреннем рынке, поскольку производители в ответ на повышение экспортных пошлин сразу повысят и внутренние цены. А заместитель начальника отдела таможенных платежей Минфина Александр Сакович заявил недавно, что экспортная пошлина – это фискальный механизм, который не имеет ничего общего с регуляцией цен на бензин на внутреннем рынке. Что касается другого механизма регулирования цен – нефтяной биржи, то он, по мнению Германа Грефа, в России пока не может быть реализован, так как у нас работают вертикально интегрированные компании. Таким образом, правительство фактически признало свое бессилие или просто нежелание вмешиваться в процесс регулирования внутренних цен на топливо. Газета.RU |