Смена вывесок. Московские сети АЗС меняют хозяевАлександр Тутушкин Татьяна Егорова Скоро сменят вывески более 100 автозаправок, работающих в московском регионе под маркой Славнефть. Сбытовую сеть поделят между собой совладельцы этой компании ТНК-ВР и Сибнефть. Но нефтяная компания ЛУКОЙЛ тоже не отстает она приобрела в Москве несколько небольших сетей АЗС. Эксперты считают, что передел столичного рынка нефтепродуктов в пользу крупных компаний продолжится.
ТНК-BP и Сибнефть начали раздел Славнефти именно со столичных АЗС (в Москве и области у компании 44 собственные АЗС и 58 джобберских). Сейчас этими заправками владеет ЗАО Славнефть-Центрнефтепродукт, но к 1 января АЗС будут разделены поровну между двумя его новыми дочками, рассказал Ведомостям вице-президент Славнефти по корпоративным отношениям Алексей Печенкин. По его словам, это часть плана реорганизации компании, утвержденного советом директоров Славнефти 6 августа. Затем, говорит Печенкин, эти дочки перейдут в собственность ТНК-BP и Сибнефти. Фактически "дочки" уже созданы и идет работа по наделению их имуществом, поясняет собеседник Ведомостей. По словам Печенкина, джобберам будут направлены уведомления о ликвидации брэнда Славнефти, а переговоры с ними о сотрудничестве начнутся уже после того, как дочки получат имущество. Крупнейшим джоббером компании является компания Гранд 30 ее заправок из 63 работают под брэндом Славнефти. Гендиректор Гранда Евгений Аркуша сказал Ведомостям, что компания будет определяться с новым брэндом после того, как получит уведомление от Славнефти. В результате раздела АЗС доля ТНК-ВР на московском розничном рынке нефтепродуктов вырастет с 17% до 18,4%, а Сибнефти с 2,7% до 4% (с учетом джобберских АЗС). А вот нефтебаза Славнефти в г. Видном (Московская обл.), будет осенью выставлена на открытые торги, рассказывает Печенкин. Условия продажи еще не определены, но один из топ-менеджеров Славнефти ранее оценивал нефтебазу примерно в $15 млн. Заметно увеличить свою долю на московском рынке собирается и НК ЛУКОЙЛ. На прошлой неделе начальник главного управления компании по сбыту Вера Журавлева заявила Интерфаксу, что из запланированных на этот год $170 млн инвестиций на развитие сетей АЗС в стране большая часть будет израсходована в Москве и области. Компания уже приобрела в московском регионе серьезные сети и сейчас оформляет соответствующие документы, говорит Журавлева. А к концу года, по ее словам, у ЛУКОЙЛа в столичном регионе будет уже 100 собственных АЗС по сравнению с 38 на данный момент (из них 10 в Москве) и еще 81 АЗС будет работать под брэндом компании по договору франчайзинга. Как рассказал Ведомостям один из операторов рынка АЗС в Москве, в сентябре ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт завершит приобретение пяти автозаправочных фирм Петеко (четыре АЗС), Яуза (три АЗС), Капитал АЗК-2000 (семь АЗС), Дана Петролеум (восемь АЗС) и Амокс (три АЗС). То же самое Ведомостям рассказал и менеджер одной из независимых сетей АЗС, добавив, что ЛУКОЙЛ начал переговоры о покупке фирмы Барли-спецсервис (семь АЗС). В пресс-службе нефтяной компании эту информацию не подтвердили, но и не опровергли. Источники Ведомостей затруднились оценить стоимость приобретений ЛУКОЙЛа. Эти станции в зависимости от их качества и месторасположения стоят от $600 000 до $1 млн каждая, считает исполнительный директор Московской топливной ассоциации Григорий Сергиенко. По завершении перечисленных сделок доля ЛУКОЙЛа на топливном рынке Москвы вырастет с 4% до 7,8%. Аналитик Тройки Диалог Валерий Нестеров считает, что московский рынок нефтепродуктов самый быстро растущий и платежеспособный в России, на нем самый высокий оборот на одну АЗС. В силу этого столичные автозаправочные сети представляют приоритетный интерес для любой крупной нефтяной компании, резюмирует аналитик. Процесс поглощения небольших независимых автозаправщиков нефтяными холдингами будет продолжаться, согласен и Сергиенко. Его провоцирует само построение российского рынка, когда подавляющим большинством НПЗ владеют вертикально-интегрированные нефтяные компании, поясняет он. Нефтяные холдинги получают основной доход в добыче и переработке и считают, что для розницы достаточно 5%-ной рентабельности. Независимым же розничным торговцам для выживания нужна рентабельность в 15-20%, указывает Сергиенко. Остановить же концентрацию розничного рынка, по мнению собеседника Ведомостей, может либо прекращение трансфертного ценообразования, либо отделение добычи нефти от ее переработки. Ведомости |
|||