18.08.2004

Аптечные сети растут быстрее рынка. Оборот фармацевтической розницы увеличивается примерно на 50проц. в год



Екатерина Долгошеева

Крупные аптечные сети отбирают все большую долю розничного рынка лекарственных препаратов у независимых торговцев. В первом полугодии совокупный оборот российских аптек вырос на 15%, а вот продажи сетевых фармацевтических ритейлоров увеличились больше чем в полтора раза.


По оценкам исследовательского агентства “Фармэксперт”, в Top 10 российских аптечных сетей по обороту входят “Аптеки 36,6” (Москва), “Фармакор” (Санкт-Петербург), “Имплозия” (Самара), “Вита” (Самара), “Ригла” (Москва), “Натур Продукт” (Санкт-Петербург), “Первая помощь” (Санкт-Петербург), “Доктор Столетов” (Москва), “Союзфарма” (Москва) и “ИнтерКэр” (Москва). В Top 10 сейчас входят сети, включающие от 65 до 250 аптек и аптечных пунктов. На десятку лидеров приходится около 10% всего розничного рынка фармпрепаратов, общий объем которого по итогам первого полугодия 2004 г. оценивается в $2 млрд.

“Средний рост оборота аптечных сетей в первом полугодии составил более 50%, но есть и такие, которые выросли более чем на 70%”, — говорит ведущий аналитик “Фармэксперта” Светлана Грудачева. Яркий пример тому компания “Ригла”. По словам генерального директора “Риглы” Александра Филиппова, по сравнению с первым полугодием прошлого года оборот компании вырос на 135%.

А вот сеть “Доктор Столетов” увеличила товарооборот за январь — июнь 2004 г. по сравнению с первым полугодием 2003 г. на 72%. “Рост был достигнут за счет активного расширения аптечной сети — со 170 до 250”, — говорит финансовый директор компании Олег Шелковников. Такие же темпы роста показывает и самарская сеть “Вита” (70%). Правда, в отличие от своих конкурентов увеличение товарооборота в “Вите” объясняют переходом сети на работу в формате суперфармов (“аптечных супермаркетов” с открытым доступом к товарам).

Чуть более сдержанный рост показала в обнародованном на днях отчете лидер сетевого фармацевтического ритейла — сеть “Аптеки 36,6”. По сравнению с прошлым годом она увеличила продажи на 58%.

В других сетях, по данным “Фармэксперта”, товарооборот вырос в среднем на 50% при росте самого розничного рынка лекарственных препаратов не более чем на 15% в год.

То, что аптечные сети растут быстрее рынка, — естественный процесс, считает аналитик “Атона” Алексей Языков. “Потребители отдают предпочтение брэндированным аптекам, и дальше сети будут расти еще быстрее — через пять лет совокупная доля сетей на рынке будет более 50%”, — считает Языков. “По нашим прогнозам, в ближайшие пять лет на рынке останется несколько сетей национального масштаба, каждая из которых будет объединять от 500 до 700 розничных точек”, — добавляет Грудачева.

Однако старший аналитик финансовой корпорации “УралСиб” Марат Ибрагимов уверен, что места на розничном рынке хватит всем: “Темпы роста фармацевтического ритейла пока намного меньше, чем в продовольственной рознице, и если сейчас десятка основных аптечных сетей контролирует 10% розничного рынка, то уже через год-полтора совокупная доля этих основных сетей будет как минимум вдвое больше”.

В первую очередь, как утверждают эксперты, развитие сетей будет происходить за счет экспансии компаний в регионы. Уже сейчас этому есть несколько примеров: питерская сеть “Натур Продукт” приобрела московскую “Народную аптеку” и омскую “Мадлену”, “Доктор Столетов” купил сеть “Доктор W”, работающую на юге страны, в прошлом году “Ригла” купила ростовскую сеть “Будь здоров”. Впрочем, уже сейчас, по мнению Языкова, мелкие сети предпочитают развиваться самостоятельно, а не продаваться более крупным конкурентам.



Ведомости