Аптечные сети растут быстрее рынка. Оборот фармацевтической розницы увеличивается примерно на 50проц. в годЕкатерина Долгошеева Крупные аптечные сети отбирают все большую долю розничного рынка лекарственных препаратов у независимых торговцев. В первом полугодии совокупный оборот российских аптек вырос на 15%, а вот продажи сетевых фармацевтических ритейлоров увеличились больше чем в полтора раза.
Средний рост оборота аптечных сетей в первом полугодии составил более 50%, но есть и такие, которые выросли более чем на 70%, говорит ведущий аналитик Фармэксперта Светлана Грудачева. Яркий пример тому компания Ригла. По словам генерального директора Риглы Александра Филиппова, по сравнению с первым полугодием прошлого года оборот компании вырос на 135%. А вот сеть Доктор Столетов увеличила товарооборот за январь июнь 2004 г. по сравнению с первым полугодием 2003 г. на 72%. Рост был достигнут за счет активного расширения аптечной сети со 170 до 250, говорит финансовый директор компании Олег Шелковников. Такие же темпы роста показывает и самарская сеть Вита (70%). Правда, в отличие от своих конкурентов увеличение товарооборота в Вите объясняют переходом сети на работу в формате суперфармов (аптечных супермаркетов с открытым доступом к товарам). Чуть более сдержанный рост показала в обнародованном на днях отчете лидер сетевого фармацевтического ритейла сеть Аптеки 36,6. По сравнению с прошлым годом она увеличила продажи на 58%. В других сетях, по данным Фармэксперта, товарооборот вырос в среднем на 50% при росте самого розничного рынка лекарственных препаратов не более чем на 15% в год. То, что аптечные сети растут быстрее рынка, естественный процесс, считает аналитик Атона Алексей Языков. Потребители отдают предпочтение брэндированным аптекам, и дальше сети будут расти еще быстрее через пять лет совокупная доля сетей на рынке будет более 50%, считает Языков. По нашим прогнозам, в ближайшие пять лет на рынке останется несколько сетей национального масштаба, каждая из которых будет объединять от 500 до 700 розничных точек, добавляет Грудачева. Однако старший аналитик финансовой корпорации УралСиб Марат Ибрагимов уверен, что места на розничном рынке хватит всем: Темпы роста фармацевтического ритейла пока намного меньше, чем в продовольственной рознице, и если сейчас десятка основных аптечных сетей контролирует 10% розничного рынка, то уже через год-полтора совокупная доля этих основных сетей будет как минимум вдвое больше. В первую очередь, как утверждают эксперты, развитие сетей будет происходить за счет экспансии компаний в регионы. Уже сейчас этому есть несколько примеров: питерская сеть Натур Продукт приобрела московскую Народную аптеку и омскую Мадлену, Доктор Столетов купил сеть Доктор W, работающую на юге страны, в прошлом году Ригла купила ростовскую сеть Будь здоров. Впрочем, уже сейчас, по мнению Языкова, мелкие сети предпочитают развиваться самостоятельно, а не продаваться более крупным конкурентам. Ведомости |
|||