23.08.2004

Нефть гонят - цены летят



В начале сентября ожидается новый скачок цен на бензин. Он будет несильным, зато далеко не последним – прекращения роста цен не предвидится. Хотя рост этот экономически не обоснован.

В конце августа станут известны оптовые сентябрьские цены на бензин. Эксперты не сомневаются, что они будут выше августовских – на общую тенденцию повышения цен накладывается сезонный фактор. Опыт показывает, что и в лучшие годы с началом осени цены на бензин начинают расти более быстрыми темпами.

Цена за литр бензина марки Аи-95 за 2,5 летних месяца выросла в среднем с 11 до 15 рублей. Эксперты топливного рынка прогнозируют увеличение к концу года цены на бензин этой марки до 17-20 рублей за литр.

Розничные же цены поднимаются не помесячно – они растут каждый день. Последний месяц – на 0,5% еженедельно.

Владельцев АЗС трудно обвинить в недобросовестности – оптовые цены с начала года выросли на 30%, розничные же – на 19-20%. «Неудержимого желания поднимать цены на бензин у АЗС нет. Неадекватный рост приведет к тому, что люди просто перестанут ездить. Ситуация уже близка к этому», – считает вице-президент Московской топливной ассоциации Алексей Небольсин. Он подчеркнул, что в сентябре розничные цены не вырастут резко – они повысятся адекватно увеличению оптовых цен.
Что касается оптовых, то ожидать их стабилизации, а тем более снижения, в сентябре нет оснований.

Мировые цены на нефть достигли небывалого уровня. В пятницу в разгар торгов цена достигала $49 за баррель.

Российские нефтекомпании стремятся извлечь как можно больше выгоды и гонят нефть и нефтепродукты на экспорт, тем самым образуя дефицит на внутреннем рынке.

В руках российского правительства на сегодня остался лишь один механизм, с помощью которого потоки бензина можно повернуть в Россию – экспортные пошлины. Но он, считают торговцы бензином, задействован не в полной мере. На август-сентябрь экспортная пошлина на нефтепродукты установлена по нижней границе – в размере 65% цены на нефть.

В четверг министр экономического развития и торговли Герман Греф пообещал, что экспортная пошлина будет изменена. Но это возможно только с октября. Греф признал, что динамика цен на нефтепродукты превышает значения, которые хотелось бы видеть. Но сам министр невысокого мнения об эффективности планируемой меры. «Мы будем предпринимать попытки ситуацию отрегулировать, но не уверены, что сможем эффективно это сделать. Не думаю, что нам удастся полностью прекратить рост цен», – сказал Герман Греф.

А генеральный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко думает, что правительство и стараться-то не будет. По его мнению, экономическая политика, проводимая правительством, наряду с мировыми тенденциями стала причиной роста внутренних цен на бензин.

Он отметил, что никто из членов правительства не выражает особого беспокойства по поводу высоких бензиновых цен. «То, что сейчас происходит, полностью вписывается в энергетическую стратегию, принятую два года назад, – наращивание объемов добычи и экспорта нефти и нефтепродктов», – считает Григорий Сергиенко.

Раньше, в 1990-х, у государства были жесткие рычаги регулирования внутренних цен на бензин – бывший Минэнерго просто давал компаниям балансовые задания. Но механизм был признан нерыночным и упразднен, и сегодня возможности государства влиять на рынок существенно ограничены.

Эффективным механизмом регулирования цен, считает вице-президент Небольсин, могла бы статоь топливная биржа. По его мнению, необходимо образовать три торговые площадки, охватывающих центр России, Урал-Поволжье и южные регионы. Государство же могло бы проводить товарные интервенции, как оно делает это сегодня на рынке зерна.

Но идею бирж в России пока воплотить нельзя – из-за высокой степени монополизации нефтяного рынка.

«Нефтяные компании просто игнорируют идею создания биржи, – сказал Сергиенко. – При нынешней вертикально интегрированной модели добычи, переработки и поставки нефти и нефтепродуктов она не нужна».

Эксперты тоже считают засилье монополий одной из основных причин роста внутренних цен на бензин. И прежде всего так считают в Федеральной антимонопольной службе, которая ведет около 20 разбирательств с дочками крупных компаний – «ЛУКойла», «Сибнефти» и ЮКОСа – по всей стране. Но из-за слабости антимонопольного законодательства дело в лучшем случае ограничивается штрафами, несоизмеримыми с прибылями компаний от завышенных цен.

В компаниях с такой постановкой вопроса не согласны. «Мы не считаем себя монополистами», – заявили «Газете.Ru» в пресс-службе ОАО «ЛУКойл». Повышение цен на бензин, по мнению компании, продиктовано объективными факторами. На первом месте – рост тарифов естественных монополий. Транспортные расходы и оплата энергии составляет все большую долю в общей структуре расходов. Также свою лепту вносит общее подорожание нефти. Рост доходности экспорта сырья приводит к сокращению его поставок на внутренний рынок. Рынок, в свою очередь, реагирует ростом цен.

В краткосрочном плане спровоцировать локальное подорожание бензина могут технологические факторы. Летом, как правило, нефтеперерабатывающие заводы останавливаются на профилактическое обслуживание. Остановка сразу нескольких НПЗ в одном регионе вполне способна вызвать временный дефицит, который неизбежно приводит к скачку цен на топливо.

Газета.RU