Экспорт выручает фармацевтов. Рынок лекарств вырос до $1,5 млрдЕкатерина Долгошеева В первом полугодии российский рынок лекарств вырос на 13% до $1,5 млрд, а объем российского производства на 25%. Некоторые игроки считают, что это начало процесса роста доли отечественных лекарств на рынке. Сейчас доля российских препаратов составляет 30%. По данным агентства Фармэксперт, в первом полугодии 2004 г. объем российского фармацевтического рынка в денежном выражении вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 13%, до $1,5 млрд. Чистый рост составил почти $170 млн. Эти данные, по словам аналитика Фармэксперта Светланы Грудачевой, рассчитывались по объемам ввезенной и произведенной продукции за исключением экспорта. Экспорт же, по данным Фармэксперта, вырос больше всего на 37%. За январь июнь 2004 г. российские фармпроизводители продали за рубеж лекарств на сумму порядка $80 млн против $60 млн за тот же период в прошлом году. Однако Грудачева не видит в этом прорыва. Последние два года экспорт растет на 30-35% в год. И в общем объеме производства занимает те же 12%. Просто российские производители меняют свой ассортимент в сторону дженериков аналогов зарубежных препаратов. Так как они дороже растет и денежное выражение экспорта. Хотя до сих пор существенную долю вывозимых препаратов составляет традиционная продукция, уточняет Грудачева. Объем производства лекарств вырос на 26%, до $560 млн против $475 млн в прошлом году. Импорт же вопреки общей тенденции вырос на 7%, до $970 млн. Мнения участников рынка об итогах полугодия разделились. Увеличение российского производства можно считать началом тенденции по сокращению импортных препаратов на российском рынке, считает гендиректор компании Отечественные лекарства Владимир Нестерук. Значительно увеличили и производство, и продажи практически все российские производители и "Нижфарм", и "Фармстандарт", и "Акрихин", и "Верофарм", и мы, поясняет он. Рост объемов российского производства вовсе не означает, что соотношение российской и импортной продукции, составляющее сейчас 70/30, как-то изменится, не согласен с коллегой генеральный директор компании "Верофарм" Антон Парканский. Просто многие российские производители выпустили фармпродукцию и отправили ее на склад, т. е. реально она еще не продана. По словам Парканского, объем производства Верофарма в первом полугодии 2004 г. вырос на 30%, а продажи на 20%. Но этот рост произошло за счет того, что мы сразу выпустили трехмесячный запас некоторых препаратов, говорит он. Директор по связям с общественностью крупной дистрибьюторской компании ЦВ Протек Андрей Ларичев также с сомнением относится к теории Нестерука из Отечественных лекарств: Для того чтобы как-то изменить соотношение между российской и импортной продукцией, нужно, чтобы наши производители начали выпускать собственные лекарственные препараты, а не дженерики. С Ларичевым согласна и Грудачева. Перераспределение на рынке начнется через 3-5 лет, говорит она. Ведомости |