ФСС урезала рынок коктейлей, но производители этого не признаютЮлия Ярош Антон Сарайкин Андрей Мусатов Объем производства слабоалкогольных коктейлей незначительно сократился. По данным Федеральной статистической службы (ФСС, бывший Госкомстат), в первом полугодии было выпущено на 2,6% меньше, чем в первом полугодии прошлого года. Аналитики объясняют это прошлогодним перепроизводством, а производители отказываются признать данные статслужбы.
Руководитель аналитического отдела компании Бизнес Аналитика Георгий Твалчрелидзе отмечает, что это первое сокращение, произошедшее по внутренним причинам рынка, до этого, в 2001 г., снижение производства было связано с акцизной политикой государства. В прошлом году было произведено 45,9 млн дал коктейлей, что намного превышает потребление 40-42 млн дал. Производители просто переоценили перспективы рынка, объясняет эксперт. По данным Бизнес Аналитики, розничные продажи слабого алкоголя распределяются неравномерно большая часть продаж обычно приходится на второе полугодие. Однако в прошлом году за первые шесть месяцев произвели примерно половину годового выпуска. В этом году динамика производства больше соответствует динамике потребления. Это еще одна причина, из-за которой кажется, что выпуск сократился, уточняет Твалчрелидзе. Опрошенные Ведомостями производители слабоалкогольных напитков не признаются в сокращении производства, на котором настаивает ФСС. По словам руководителя отдела маркетинга компании Браво Премиум Елены Шевченко, у них и продажи, и производство в первом полугодии по сравнению с тем же периодом прошлого года выросли на 35%. Снижение уровня потребления коктейлей мы отметили только в июле и августе этого года. Скорее всего, это связано с тем, что лето не является пиком продаж из-за оттока людей из города, добавила Шевченко. В то же время она согласилась, что рынок близок к насыщению и темпы роста в 2004 г. окажутся заметно ниже, чем в 2002-2003 гг.. Менеджер по PR компании Вена Татьяна Антончик также уверяет, что у них производство и продажа слабоалкогольных коктейлей выросли за первое полугодие на 4,6%. Мы видели цифры ФСС. Надо отметить, что они пользуются данными, которые заводы поставляют добровольно, поэтому сложно сказать, отражают эти цифры реальность или нет, говорит Антончик. По ее словам, в Вене не только не заметили падение производства, но и, напротив, наблюдали появление новых марок и обострение конкуренции. Дмитрий Барсуков, вице-президент по маркетингу холдинга Веда (в ноябре прошлого года запустили в Мордовии завод по производству слабоалкогольных коктейлей), объясняет выводы ФСС тем, что на рынке появляется большое количество новых марок. В начале года мы ожидали, что появится 5-6 новых марок, сейчас можно насчитать уже около 30 новых брэндов, говорит Барсуков. С тем, что данные госстатистики нужно корректировать, согласен Вячеслав Меркулов, директор по продажам МПБК Очаково: Согласно независимому аудиту объем рынка растет. В сопоставлении с информацией ФСС это может указывать на то, что на рынке появилось большое число нелегальных производителей. В отличие от пива производство слабоалкогольных напитков не требует сложного оборудования. Практика Очаково показывает, что около 80% новых игроков уходит с рынка, не проработав и года, но они наряду с крупными игроками вносят свой вклад в объемы продаж. За первое полугодие 2004 г. мы добились 16%-ного роста продаж слабоалкогольных коктейлей и производство не снижали, добавляет представитель Очаково. Тем не менее рынок растет. В 2004 г., по нашим прогнозам, потребление коктейлей должно увеличиться на 15-20%, считает Твалчрелидзе из Бизнес Аналитики. Еще одной любопытной причиной сокращения производства стало обвинение пивоваров в антирекламе коктейлей. Председатель Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин отмечает крайне негативное освещение в прессе культуры потребления слабоалкогольных коктейлей. Он не исключает, что это происки пивоваров. Ведомости |
|||