23.08.2004

UTair последовала примеру конкурентов. Тюменская авиакомпания покупает "Комиинтеравиа"



Илья Хренников

Пятая в России авиакомпания — UTair начала укрупняться. Как стало известно “Ведомостям”, UTair покупает регионального перевозчика “Комиинтеравиа”, монополиста на маршрутах из Республики Коми и обладателя внушительного парка региональных самолетов Ту-134. Эксперты считают, что сумма сделки могла достичь $10 млн.


Авиакомпания UTair (до 2002 г. – “Тюменьавиатранс”) – пятая в России по объему перевозок. В 2003 г. перевезла 1,28 млн пассажиров, эксплуатирует 109 самолетов, в основном ближнемагистральных (Ту-134, Ан-2, Ан-24, Як-40), и владеет крупнейшим в мире вертолетным парком из 173 машин, которые задействованы в перевозках российских нефтяников и гуманитарных миссий ООН. Выручка UTair за прошлый год – 6,6 млрд руб., чистая прибыль – 83 млн руб. Номинальным держателем 75,64% акций UTair является Центральный сургутский депозитарий. “Комиинтеравиа” – тридцатая в России по объему перевозок. В 2003 г. “Комиинтеравиа” перевезла около 200 000 пассажиров. Эксплуатирует 22 самолета, в основном Ту-134. По данным СКРИН “Эмитент”, выручка компании за первое полугодие 2003 г. составила $12,9 млн, чистая прибыль – $0,48 млн. Крупнейшие акционеры компании – ООО “Комиинтеравиа-Москва” (37,85% акций), ООО “ЛС Авиа Проджект Консалтинг” (35%).

В начале августа гендиректор UTair Андрей Мартиросов заявил, что UTair ведет переговоры о приобретении одной из региональных авиакомпаний. Уточнять, о какой компании идет речь, он тогда отказался. Как выяснилось, речь идет о компании “Комиинтеравиа”, осуществляющей рейсы из Сыктывкара, Усинска и Ухты в Москву, Санкт-Петербург, Самару и на Черноморское побережье. Как рассказал “Ведомостям” источник, близкий к сделке, UTair приобретает более 70% акций “Комиинтеравиа”, а продавцом выступают гендиректор “Комиинтеравиа” Михаил Кутузов и дружественные ему компании. По его словам, сделку предполагается закрыть до конца августа. В “Комиинтеравиа” не стали опровергать информацию о сделке. Но от комментариев отказались, сославшись на отсутствие Кутузова. Пресс-секретарь UTair Игорь Блинов подтвердил, что речь идет о “Комиинтеравиа”, но отказался комментировать “незавершенные сделки”.

Эксперты и участники рынка считают приобретение UTair логичным. “Авиакомпании из первой пятерки неизбежно будут укрупняться, — рассуждает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. — "Аэрофлот" недавно купил "Архангельские авиалинии", "Сибирь" — Челябинское авиапредприятие. Теперь свой шаг сделала UTair”. Рыбак напоминает, что это не первая попытка UTair укрупниться. В 2002 г. акционеры компании пытались объединить бизнес с “Домодедовскими авиалиниями” (ДАЛ), купив 49% ДАЛ. Но альянс не состоялся из-за корпоративного конфликта в ДАЛ, а впоследствии акционеры UTair продали свой пакет.

В “Аэрофлоте” и “Сибири” “Ведомостям” заявили, что не интересовались покупкой “Комиинтеравиа”, поскольку регион Коми им не очень интересен. Топ-менеджеры этих компаний в беседе с “Ведомостями” отметили, что эта сделка органично дополнит географию маршрутов UTair. Сотрудник Федерального агентства воздушного транспорта говорит, что “Комиинтеравиа” владеет, пожалуй, самым большим в стране и молодым парком самолетов Ту-134. “В свое время им отдали машины из бывшей ГДР, и часть из них "Комиинтеравиа" сдавала в аренду как раз компании UTair”, — рассказывает чиновник. Рыбак считает, что, учитывая недооцененность региональных компаний, покупка “Комиинтеравиа” могла обойтись UTair примерно в $10 млн. По данным “Аэрофлота”, Ту-134 в хорошем состоянии стоит на рынке около $0,5 млн, что дает схожую оценку стоимости “Комиинтеравиа”.



Ведомости