Настенную живопись признали искусствомВ Музее архитектуры открывается выставка "Граффомания", на которой собрано несколько сотен работ столичных уличных художников. Представлены два основных направления граффити: бомбинг - размашистые надписи и райт - жанровые рисунки "Культура граффити в Москве еще не сформировалась" Москве "настенная живопись" расцвела в начале девяностых. За десять с небольшим лет столичные граффитчики украсили город сотнями изображений и надписей, многие из которых оказались достойными того, чтобы стать экспонатами выставки. Однако, по мнению специалистов, нашим художникам есть куда стремиться. Особенности столичного граффити - Культура граффити в Москве еще не сформировалась, - убежден автор проекта и обладатель коллекции более тысячи граффити Илья Викторов. - Работы столичных райтеров часто вторичны и чем-то напоминают ученические закорючки. Внешне они представляют собой некий сплав из русского авангарда 20-х годов и зарубежных аналогов. Похожая ситуация складывается и с московским бомбингом. Сами авторы убеждены, что во всем виновата лень и необразованность. - Чтобы стать профессионалом по райту, - говорит один из участников выставки Артем Луньков, - необходимо получить художественное образование. Но никому это не охота. Многие 15-летние школьники мнят себя великими граффитчиками, но ничего по-настоящему интересного сделать не могут. Свой отпечаток откладывает и безразличие городских властей, не позаботившихся о развитии уличного искусства. - В Барселоне, например, от площади Колумба отходит специальный квартал, полностью отданный на откуп граффитчикам, - говорит Луньков. - Там можно рисовать вполне легально. У нас такого нет. Парням приходится опасаться как милиции, так и местных жителей. По закону за "порчу" городского имущества райтера ждет срок 3 года. Само собой, такой риск многих отпугивает. Московские художники - самые неаккуратные Еще одним минусом российской столицы граффитчики считают отсутствие специальных конкурсов и соревнований по "уличной живописи". В Европе подобные мероприятия проходят почти каждую неделю. И если в райтинге оценивается художественная сторона работы, то для бомбинга главным критерием оценки является скорость. Несколько месяцев назад в Берлине состоялся уникальный конкурс, победитель которого смог за одну неделю целиком раскрасить более 100 железнодорожных вагонов. В Москве граффитчики, как правило, действуют подпольно. Однако главной особенностью московских художников, по их собственному мнению, является неаккуратность. В работах нет слаженности и гармоничности. В одном рисунке может совмещаться несколько стилей. Западные профи такого себе не позволяют. Особенно педантичны в этом плане немцы, придумавшие свой собственный шрифт для "бомбинга". Их надписи прямые и аккуратные - нет неровностей, одна буква плавно и аккуратно перетекает в другую. При этом выписывается каждая деталь. В результате это привело к фактическому слиянию немецкого "бомбинга" и "райтинга". Есть отличия и в цветовой палитре. Наши художники используют очень холодные и грязные цвета - синий, серый, серебристый и черный. Европейцы же, наоборот, отдают предпочтение ярким и сочным или пастельным тонам. Граффити рисуют только на видных местах Несмотря на все эти недостатки, московское уличное искусство все же развивается. Диапазон авторских пристрастий столичных художников практически не ограничен. Однако несмотря на это, московские граффити можно разделить на несколько категорий: политические надписи (как правило, выполняются на заказ); англоязычные слова и выражения, а также самый сложный вид граффити - "райт" (картинки и портреты разнообразной тематики). - Самое интересное, - рассказывает художник Илья Викторов, - что для каждого вида граффити в городе отводятся свои определенные места. Например, политические призывы чаще всего тянутся вдоль больших магистралей. Для "райта" художники выбирают места потише, например школы, гаражи или фасады заброшенных зданий. Самыми экстремальными творцами считаются "бомберы" - пытаясь удивить окружающих, они пишут надписи на верхних этажах высоток, на столбах или на отделениях милиции. Но для всех этих направлений действует одно общее правило - все работы размещаются так, чтобы их видели. Отдельная категория - знаки самоидентификации молодежных сообществ: хиппи, панков или рэпперов. Хиппи частенько рисуют листочки марихуаны, сопровождая картинку нехитрой надписью Legalize hemp ("Легализуйте коноплю"). Металлисты аккуратным почерком выводят названия культовых групп. Честь получить "персональную" стену заслужили только "Битлз" и Виктор Цой. Битловскую стену во дворике на Петровке закрасили лет 12 назад, стену Цоя - не так давно. В стороне от других видов граффити стоят встречающиеся во всех концах города и постоянно повторяющиеся слова "слухи", "почему?", "зачем?", "везде", "все"... По мнению организаторов выставки, эти надписи действуют на подсознание и откладываются в памяти человека. Но никакого смысла в них не заложено, они могут появляться на чужих рисунках, мусорных баках или витринах магазинов - где угодно. Все зависит лишь от фантазии художника. Художник АНТОН ЛУНЬКОВ: "Забомбить" вагон метро можно за 6 минут" - Отличается ли московское граффити от европейского? - Безусловно. В Москве не существует рынка граффити. В то время как в Европе граффитчик - это профессия. Наиболее успешные художники заключают контракты с дизайнерскими компаниями, тем самым обеспечивая себе хороший годовой доход. У нас же все гораздо скромнее. Расценки на граффити разные. В среднем один квадратный метр обойдется заказчику в 50 долларов. Однако все зависит от сложности заказываемого рисунка. Например, портрет размером А2 стоит от 300 долларов. - Что чаще всего заказывают? - Все что угодно. Но поскольку основными клиентами являются клубы и рестораны, то и тематика соответствующая. Для клубов рисуют динамичные абстракции, для ресторанов - пейзажи и портреты. Месяц назад, к примеру, оформили в стиле немецкой деревушки небольшое кафе в центре города. Интересно, что в последнее время стало гораздо больше заказов на оформление детских спален. Люди явно хотят разнообразить и раскрасить жизнь своих детей. - Что граффитчик никогда не будет рисовать? - Не уверен точно, поэтому скажу лишь за себя - нацистскую символику, Путина и банальные надписи вроде "С Новым годом" или "9 мая". Кстати, всевозможные глупые лозунги часто заказывают префектуры. Приходиться отказывать. Не стал бы заниматься и пиаром какого-нибудь фильма, как сделала одна из группировок, "забомбившая" все Третье транспортное кольцо надписью "Ночной дозор". - Вы рисуете только на заказ? - Конечно, нет, заказная работа - это то, на что ты живешь. Выполнив крупный заказ, можно долго рисовать лишь для себя на улицах. - Как выбираете объект для работы? - Все зависит от того, что мы хотим: "бомбить" или заниматься райтингом. Райтинг это более сложный стиль, пограничный с масляной живописью. Чтобы нарисовать "райт", нужно много времени. А "забомбить" вагон метрополитена можно за 6 минут. Соответственно и делать райтинг желательно легально, то есть по заказу, когда тебя не может задержать милиция. Но, отправляясь "бомбить", надо выбирать самые рискованные и экстремальные места - охраняемые бутики, крыши домов. Особенно почетно сделать надпись на промышленных трубах - высоко и опасно. В итоге, больше всего граффити в центре города, на ВДНХ и на Кутузовском проспекте. - Есть ли для "райтеров" места, в которых нельзя рисовать? - У граффитчиков есть определенный "кодекс чести". Например, нельзя рисовать поверх чужой работы, нельзя подписываться под чужыми рисунками. Кроме того, нельзя закрашивать то, что ты нарисовал, даже если тебе категорически не нравится итог. Можно чуть позже подправить, но закрашивать - никогда. Но самое главное, и это знает любой граффитчик в мире, ни при каких условиях нельзя портить исторические памятники. Нарушивший закон перестает быть истинным художником. Этому человеку и его команде объявляется война, порой доходящая до рукоприкладства. Хотя, если честно, возможны некоторые отступления от правил. Например, если бы кремлевские стены не так хорошо охранялись, я бы с удовольствием нарисовал на них какое-то большое историческое полотно. Их фактура, как и любой кирпич, идеально для этого подходит. - А как быть с метрополитеном? - В подземке рисовать не положено. Иное дело - в вагонах. Как правило, такие вылазки совершаются командой. Один человек - совершенно беззащитен. А к группе здоровенных молодых людей вряд ли станут приставать. Лучше все-таки быть осторожней. Ведь за подобные вещи граффитчику грозит до трех лет. Доходит до того, что в поисках экстрима в Москву и Питер приезжают много иностранных граффитчиков, которым надоела европейская вседозволенность. - Как реагируют обычные люди на ваши работы? - По разному. Бывает, пытаются остановить и отобрать баллоны с краской. Приходится объяснять людям, что мы не хотим ввязываться в драку. Но есть и другие. Когда мы рисовали на стене школы № 117, то совершенно случайно столкнулись с директрисой. И она нам предложила расписать все стены ее школы. Мы изобразили известного рэппера 2Pac и Боба Марли. А посередине - несколько детей в утробе матери. Рисунки действительно были интересными, впоследствии к ним прибавилось еще несколько женских портретов. Все остались довольны. - Сколько людей в Москве рисуют граффити? - Увы, совсем немного. В городе существует около 60 группировок, всего несколько сотен человек. У каждой команды есть свое название. Например "Vegas", "VTK" или "Dime". Все районы, в свою очередь, тоже разделены между командами, об этом свидетельствуют небольшие значки на домах, так называемые тэги, как правило, аналогичные названию команды. Но это все "бомберы". Московский "райтер" - это художник-одиночка. Так уж сложилось. И их можно пересчитать по пальцам. Но будем надеяться, что ситуация изменится, и мы сможем приблизиться к Берлину - столице европейского "райта". Словарь граффити: Outline - увеличение толщины букв, а также обводка буквы другим цветом. Designs - украшение букв изнутри. Top to Bottom - шрифт размером с вагон, Block busters - надписи из блоков огромных наклонных печатных букв. Bubble letters - мягкие и обтекаемые буквы. Wild style - незатейливое сплетение букв различных форм с широким использованием стрелок и разрывов. Известия |