Избранное авторское общество. РАО играет в монополиюВчера в Арбитражном суде Москвы начались слушания по иску Российского авторского общества (РАО), требующего признать ничтожным соглашение телекомпании ВГТРК и Российского общества авторов и иных правообладателей (РОАП). Юристы РАО также требуют запретить деятельность своих конкурентов из РОАП. Таким образом, война авторских обществ за рынок авторских прав объемом в $100 млн вступила в новую стадию. В случае удовлетворения иска РАО может стать монополистом на этом рынке. Авторские общества объединяют композиторов, музыкантов и других правообладателей и занимаются сбором и распределением гонораров для своих членов за комиссию от 10% до 20%, осуществляя так называемое коллективное управление правами. Гонорары отчисляют телекомпании, театры, радиостанции и прочие организации, использующие музыку, тексты и другие произведения авторов. Объединяющее 17 тыс. авторов РАО в 2003 году собрало около $24 млн. Потенциальная емкость рынка авторских обществ в России, по разным оценкам, составляет от $100 млн до $200 млн. Конфликт между РАО и РОАП (в состав последнего вошло бывшее руководство РАО), связанный с ВГТРК, возник в начале 2004 года. Телекомпания, до этого перечислявшая РАО около 2% своего дохода за использование в телеэфире музыкальных произведений, заключила соглашение с РОАП, мотивируя это меньшим процентом сборов. Представители РАО, зарабатывающего на телемузыке до $1 млн в год, заявили, что "от РОАП авторы денег не дождутся, поскольку у них нет договоров с нашими авторами", и подали на ВГТРК в суд от имени нескольких композиторовчленов РАО, в том числе Юрия Антонова и Давида Тухманова. Вчера в Арбитражном суде Москвы прошли первые слушания по иску РАО, требующего признать ничтожным соглашение ВГТРК и РОАП, а также запретить деятельность последнего как "противоречащую законодательству". Подобные требования РАО мотивирует "исключительными полномочиями на коллективное управление имущественными правами авторов". Как пояснил зампредправления РАО Сергей Федотов, "мы хотим поставить в этой истории точку и лишить их (РОАП.Ъ) возможности управлять на телеканалах правами авторов, как не имеющих на это полномочий". Однако адвокаты РОАП убеждены, что под видом расторжения соглашения с ВГТРК их оппоненты из РАО фактически оспаривают саму возможность существования альтернативных РАО авторских обществ. "Самый хороший способ конкуренции ликвидировать конкурентов, поясняет адвокат РОАП Андрей Лещиков. Если удовлетворить их требования, основанные только на более ранней дате учреждения РАО, то автора лишат права выбора". Помимо РАО коллективным управлением правами в России занимается несколько организаций Российское общество по управлению правами исполнителей, Российская фонографическая ассоциация (права владельцев фонограмм), Независимое агентство по авторским правам (НААП; представляет авторов и музыкантов "АРС Рекордс"), РОМС (права в интернете), "Копирус" (права на репродуцирование), РОПАС (права создателей кинофильмов). Представители второго по величине общества НААП, получающего гонорары не только из России, но и с Украины, из Казахстана, Израиля и Прибалтики, "не видят конфликтных моментов" в действиях РАО. "Мы не опасаемся конфликта в таком масштабе, поскольку работаем по соглашению с РАО, отметил руководитель департамента лицензирования и сборов НААП Владимир Грушин. На наш взгляд, это здоровая конкуренция". Однако эксперты называют требования РАО "абсолютно неприемлемыми". "Мне трудно себе даже представить, чтобы по суду одна организация наделялась исключительными правами и определяла, где должен состоять автор, поясняет профессор кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву Иван Близнец. Это очень опасный прецедент: он может привести к тому, что у авторов не будет никакого выбора, устраивают или не устраивают их услуги общества". В пресс-службе ВГТРК, вовлеченной в судебный конфликт, сообщили, что комментировать спор авторских обществ "не считают нужным". "Это абсолютно не наша история", сказали в пресс-службе телекомпании. Ъ будет следить за развитием событий. АЛЕКСАНДР Ъ-ВОРОНОВ КоммерсантЪ |