24.08.2004

UBS простился с Brunswick. Швейцарский банк выкупил долю партнеров



Севастьян Козицын
Павел Миледин

Один из крупнейших мировых инвестбанков — UBS решил стать полноправным хозяином инвестбанка Brunswick UBS, выкупив половину компании у ее основателей — Brunswick Capital. Российские инвестбанкиры разошлись во мнении — одни уверены, что активизация UBS в России означает перспективность местного рынка. Другие считают, что Brunswick Capital воспользовался удачным моментом, чтобы избавиться от бизнеса в России.


Brunswick UBS был создан в 1997 г., численность московского офиса – 120 человек. По итогам I квартала 2004 г. оборот компании на российском рынке составил 17,1 млрд руб (26 место). Однако большая часть оборотов Brunswick UBS приходится на сделки с крупными пакетами акций и ADR российских компаний на западных рынках, размер которых не учитывается. В числе крупнейших сделок с участием Brunswick UBS – выпуск конвертируемых облигаций "ЮКОСа" на $310 млн в 2001 г., размещение облигаций BP, конвертируемых в 7% акций "ЛУКОЙЛа" более чем на $657 млн в 2001 г. и др. По 50% Brunswick UBS принадлежат зарегистрированной на Каймановых островах Brunswick Capital и UBS. UBS работает в 50 странах, операционная прибыль банка за 2003 г. составила $26,6 млрд, активы под управлением банка – $1,3 трлн.

Вчера мировой инвестбанк UBS объявил, что выкупает 50% акций ведущей российской инвесткомпании Brunswick UBS у международной инвестиционной группы Brunswick Capital. Таким образом, его доля в Brunswick UBS составит 100%. Ни одна из сторон не раскрывает подробностей сделки. В совместном пресс-релизе лишь говорится, что если все регуляторы одобрят ее, то она будет завершена в IV квартале 2004 г. Гендиректор инвестбанка UBS Джон Костас заявил, что эта покупка полностью совпадает со стратегической целью UBS — стать лидером на российском фондовом рынке. Директор Brunswick Capital и бывший главный управляющий директор Brunswick UBS Джеффри Р. Костелло отметил, что “партнерские отношения с UBS оказались выгодными для обеих сторон”.

Опрошенные “Ведомостями” инвестбанкиры оценили сумму сделки в несколько десятков миллионов долларов, сравнив ее по величине с прошлогодней сделкой по продаже 40% акций Объединенной финансовой группы Deutsche Bank.

Как рассказали “Ведомостям” сразу несколько российских инвестбанкиров, Brunswick в 1993 г. основали шведский банкир Жерар де Гир и его партнеры Мартин Андерссон и Георг Челлгрен. Они консультировали российское правительство по вопросам приватизации и решили создать в России инвестиционный бизнес. В 1997 г., покинув маленькую инвесткомпанию “Актив”, их партнером стал Марлен Манасов. Манасов и несколько топ-менеджеров были миноритарными акционерами инвестбанка — контрольный пакет принадлежал шведским основателям компании.

Как ранее рассказывал “Ведомостям” сам Манасов, в 1997 г. Swiss Bank Corporation, в который входит старейший английский инвестиционный банк Warburg, купил Brunswick, позже переименованный в Brunswick Warburg. Когда Swiss Bank Corporation слился со швейцарской финансовой группой United Bank of Switzerland (UBS), а затем разошелся с банком Warburg, компания стала называться Brunswick UBS.

Два года назад группа Brunswick Capital решила диверсифицировать свою деятельность в России, создав лизинговые компании, специализирующиеся на промышленном оборудовании и железнодорожном транспорте — Brunswick Railway Leasing и Brunswick Equipment Leasing и риэлторскую компанию Brunswick Real Estate. По словам источника, близкого к сделке, эти компании сохранят самостоятельность.

Топ-менеджер крупной иностранной управляющей компании рассказывает, что UBS давно намеревался выкупить долю в Brunswick UBS, ведь швейцарская группа везде ведет дела самостоятельно. Исключение было сделано лишь для Италии и для России.

В конце прошлого года иностранные инвестбанки серьезно активизировались на российском фондовом рынке. В конце 2003 г. Credit Suisse First Boston возобновил брокерские операции в Москве, тот же Brunswick UBS начал обслуживать российских клиентов, а Deutsche Bank купил 40% акций Объединенной финансовой группы, одного из ведущих российских инвестбанков. В ближайшее время должен открыться московский офис Merrill Lynch, а недавно о планах предоставить клиентам полный комплекс инвестиционных услуг в Москве объявил Morgan Stanley, готовятся открыть российский офис Citigroup и Dresdner Kleinwort Wasserstein.

Российские инвестбанкиры по-разному отнеслись к решению UBS. “Крупный иностранный банк готов принимать российские риски и вести бизнес самостоятельно, — отметил президент ОФГ Илья Щербович. — Это значит, на рынке можно работать”. Управляющий директор инвестиционной компании “Тройка Диалог” Жак дер Мегредичян порадовался за конкурентов. “Несмотря на неопределенность на рынке ценных бумаг, [cделка] показывает интерес к нему со стороны иностранных инвесторов. Для нас это означает усиление конкуренции, и мы должны быть более профессиональны”, — заявил он. А заместитель председателя правления МДМ-банка Алексей Панферов считает, что эта сделка вряд ли как-то повлияет на рынок. “Мне кажется, эта сделка означать ничего не будет. Возможно, в ней есть некий юридический смысл, а не бизнесовый”. Панферов не совсем понимает, почему Brunswick Capital решил выйти из управляющей компании: “Может, сейчас хороший момент [для Brunswick] получить деньги за свой бизнес?”



Ведомости