Еда с собой. Take away приносит ресторанам до 20проц. дополнительного доходаГлеб Крампец Ирина Сафонкина САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Продажа товаров на вынос приносит кафе и ресторанам дополнительно 10-20% выручки и лояльность потребителей. Однако всерьез продвигать эту услугу могут в основном крупные сети, у которых достаточно ресурсов для такого расширения клиентской базы. По словам менеджера по рекламе компании Ростик ресторантс Ирины Куконковой, продажа блюд на вынос приносит ее компании 20% выручки. Такие же объемы называет и директор ресторана Мясорубка Наталья Гольдберг. В сети чайных Чайная ложка и заведениях Евразия Холдинга, владеющего 18 ресторанами и суши-барами, эта услуга увеличивает оборот примерно на 10%. Чайная ложка открывала некоторые из своих заведений, например на Московском и Витебском вокзалах и в гипермаркетах Лента и O'кей, в расчете на повышенное внимание именно к этой услуге. Здесь посетители забирают с собой более 20% продукции. Это логично, на вокзалах люди, которые покупают еду в дорогу, в торговых комплексах обеспеченная аудитория, у которой не хватает времени и желания готовить себе еду, говорит гендиректор и совладелец сети Борис Крупкин. McDonald's традиционно предлагает забрать еду с собой, и российские заведения, первое из которых открылось 15 лет назад, не исключение. С 1996 г. действует сеть Мак-Авто, специализирующаяся на продаже еды автомобилистам, и окнаМакЭкспресс для спешащих пешеходов. Через окна МакАвто проходит около 50% оборота заведений, в которых они установлены, а в ресторанах McDonald's около 40% продукции продается на вынос, говорит начальник PR-службы этой сети Светлана Полякова. Рестораторы отмечают высокую сезонность этой услуги летом и перед праздниками в заведениях нет отбоя от желающих заказать еду с собой. Менеджер по связям с общественностью ресторанов Мама Рома Елена Михалева рассказывает, что летом пиццу на вынос покупают на 20-30% чаще. Генеральный директор ассоциации рестораторов Петербурга Рашид Магдеев сказал, что перед праздниками спрос на услугу take away в ресторанах повышается до 50%, а по словам Крупкина вдвое. Кроме того, take away повышает лояльность потребителей и служит заведениям дополнительной рекламой. На контейнерах кофеен Лидо стоит фирменный логотип, а в Чайной ложке, McDonald's и KFC выдают фирменные пакеты с символикой компании. При этом организация такой услуги почти не требует затрат. Мы тратимся только на контейнеры для еды, говорит директор петербургского ресторана Мясорубка Наталья Гольдберг. Гендиректор Петербургской ассоциации рестораторов Рашид Магдеев оценивает стоимость упаковки от 80 коп. до 7 руб. в зависимости от вида. Стоимость упаковки, по его словам, как правило, покрывается достаточно высокой наценкой на еду в ресторанах, которая редко опускается ниже 100%. А менеджер по продажам компании Дюни, специализирующейся на поставках посуды и контейнеров в заведения общепита, Ольга Семенова оценивает стоимость контейнеров от 6 до 30 руб. Большинство заведений фаст-фуда реализуют еду на вынос по ценам общего меню. Только некоторые кафе-кондитерские и кофейни предоставляют скидки (около 10%) при покупке тортов с собой. Тем не менее многие рестораторы не спешат продвигать take away как отдельную услугу. Гольдберг из Мясорубки говорит, что, если делать упор в маркетинге на take away и доставку, ресторану не хватит мощностей. Придется ставить дополнительное оборудование и нанимать персонал, говорит она, или заставлять ждать посетителей в зале. Это неотъемлемая часть работы и выделять ее нет смысла, полагает Ирина Усанова, администратор одной из кондитерских Лидо. Гендиректор консалтинговой компании Restсon Андрей Петраков отмечает, что в серьезных объемах продвигать на рынке услуги take away могут себе позволить только достаточно крупные сети, которые заранее позаботились о дополнительном оборудовании и персонале. Ведомости |