24.08.2004

Еда с собой. Take away приносит ресторанам до 20проц. дополнительного дохода



Глеб Крампец
Ирина Сафонкина

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — Продажа товаров “на вынос” приносит кафе и ресторанам дополнительно 10-20% выручки и лояльность потребителей. Однако всерьез продвигать эту услугу могут в основном крупные сети, у которых достаточно ресурсов для такого расширения клиентской базы.

По словам менеджера по рекламе компании “Ростик ресторантс” Ирины Куконковой, продажа блюд “на вынос” приносит ее компании 20% выручки. Такие же объемы называет и директор ресторана “Мясорубка” Наталья Гольдберг.

В сети чайных “Чайная ложка” и заведениях “Евразия Холдинга”, владеющего 18 ресторанами и суши-барами, эта услуга увеличивает оборот примерно на 10%.

“Чайная ложка” открывала некоторые из своих заведений, например на Московском и Витебском вокзалах и в гипермаркетах “Лента” и “O'кей”, в расчете на повышенное внимание именно к этой услуге. “Здесь посетители забирают с собой более 20% продукции. Это логично, на вокзалах — люди, которые покупают еду в дорогу, в торговых комплексах — обеспеченная аудитория, у которой не хватает времени и желания готовить себе еду”, — говорит гендиректор и совладелец сети Борис Крупкин.

McDonald's традиционно предлагает забрать еду с собой, и российские заведения, первое из которых открылось 15 лет назад, не исключение. С 1996 г. действует сеть “Мак-Авто”, специализирующаяся на продаже еды автомобилистам, и окна“МакЭкспресс” — для спешащих пешеходов. Через окна “МакАвто” проходит около 50% оборота заведений, в которых они установлены, а в ресторанах McDonald's около 40% продукции продается “на вынос”, говорит начальник PR-службы этой сети Светлана Полякова.

Рестораторы отмечают высокую сезонность этой услуги — летом и перед праздниками в заведениях нет отбоя от желающих заказать еду с собой. Менеджер по связям с общественностью ресторанов “Мама Рома” Елена Михалева рассказывает, что летом пиццу “на вынос” покупают на 20-30% чаще. Генеральный директор ассоциации рестораторов Петербурга Рашид Магдеев сказал, что перед праздниками спрос на услугу take away в ресторанах повышается до 50%, а по словам Крупкина — вдвое.

Кроме того, take away повышает лояльность потребителей и служит заведениям дополнительной рекламой. На контейнерах кофеен “Лидо” стоит фирменный логотип, а в “Чайной ложке”, McDonald's и KFC выдают фирменные пакеты с символикой компании.

При этом организация такой услуги почти не требует затрат. “Мы тратимся только на контейнеры для еды”, — говорит директор петербургского ресторана “Мясорубка” Наталья Гольдберг. Гендиректор Петербургской ассоциации рестораторов Рашид Магдеев оценивает стоимость упаковки от 80 коп. до 7 руб. в зависимости от вида. Стоимость упаковки, по его словам, как правило, покрывается достаточно высокой наценкой на еду в ресторанах, которая редко опускается ниже 100%. А менеджер по продажам компании “Дюни”, специализирующейся на поставках посуды и контейнеров в заведения общепита, Ольга Семенова оценивает стоимость контейнеров от 6 до 30 руб.

Большинство заведений фаст-фуда реализуют еду на вынос по ценам общего меню. Только некоторые кафе-кондитерские и кофейни предоставляют скидки (около 10%) при покупке тортов с собой.

Тем не менее многие рестораторы не спешат продвигать take away как отдельную услугу. Гольдберг из “Мясорубки” говорит, что, если делать упор в маркетинге на take away и доставку, ресторану не хватит мощностей. “Придется ставить дополнительное оборудование и нанимать персонал, — говорит она, — или заставлять ждать посетителей в зале”. “Это неотъемлемая часть работы и выделять ее нет смысла”, — полагает Ирина Усанова, администратор одной из кондитерских “Лидо”.

Гендиректор консалтинговой компании Restсon Андрей Петраков отмечает, что в серьезных объемах продвигать на рынке услуги take away могут себе позволить только достаточно крупные сети, которые заранее позаботились о дополнительном оборудовании и персонале.



Ведомости